АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Сетевое партнерство"
Лагутин Антон Борисович
  Москва
  Российский институт культурологии МК РФ
  Научный сотрудник
  Тел.: (095)449-0722
  Факс: (095)959-1025
  E-mail: abl@clio.orc.ru

Из регионов с любовью?! (Обзор практики работы с региональными представительствами АДИТ)

Хотим мы того или нет, но сегодня центр тяжести культурного, социального и экономического развития смещается из центров в регионы. В музейной сфере России это проявляется достаточно ярко. Уровень информатизации многих "продвинутых" российских региональных учреждений культуры как минимум равен, а в некоторых случаях значительно превосходит столичный. Причем, как правило, это проявляется не только и даже не столько в количестве компьютеров "на душу населения" музея, сколько в уровне понимания необратимых общественных процессов связанных с информатизацией и стратегической необходимости активного включения в них.

С первых дней существования АДИТ (еще в старой своей форме) основным направлением работы было максимальное вовлечение работников культуры регионов России в процессы использования новых информационных технологий. Начиная со 2-й, все ежегодные конференции АДИТ проходили не в столичных городах, а в региональных центрах.

Последнее время АДИТ (уже новый – Некоммерческое партнерство) начал позиционировать себя не только как "клуб музейных информационщиков", а еще и как партнерскую сетевую организацию по применению информационного менеджмента в сфере культуры. Это повлекло за собой то, что к обмену опытом во внедрении информационных технологий в музее прибавилось инициирование использования современных методов управления, тесно связанных с этими информационных технологий.

АДИТ, совершенствуя свою деятельность, приступил к созданию сети региональных представительств в субъектах Российской Федерации и партнерских представительств в зарубежных странах. Региональные представительства АДИТ призваны стать опорными точками развития новых информационных и управленческих технологий в сфере культуры. На сегодняшний день, именно на этом направлении во всем мире ищут не только разрешение проблем культуры, но и механизмы влияния на экономическую и социальную сферы регионов. Региональные представительства АДИТ в данной ситуации должны стать основой формирования долгосрочных межрегиональных программ и проектов включения российских территорий в эти процессы.

Вскоре после 5-й ежегодной конференции АДИТ в Туле было сформулировано и принято президиумом «Положение о региональном представительстве НП АДИТ» (далее по тексту «Положение» - http://www.adit.ru/rus/organization/regional/statute.htm). Вслед за этим осенью 2001 г. были организованы первые региональные представительства в
· Санкт-Петербурге,
· Пермской обл.,
· Нижегородской обл.,
· Архангельской обл.,
· Псковской обл.,
· Кемеровской обл.
В соответствии с обязанностями АДИТ, зафиксированными в «Положении» в структуре нового интернет-сайта АДИТ был создан раздел посвященный региональным представительствам, где каждому из предоставлена персональная страничка. И … на этом дело встало! Странички региональных представительств оставались пустыми и были в том состоянии, в котором, на момент написания этих тезисов, к сожалению остается страничка регионального представительства в Пермской области (http://www.adit.ru/rus/organization/regional/perm/default.htm). Не смотря на достаточно четко сформулированные в «Положении …» «Обязанности регионального представителя» большинство не предпринимало никаких конкретных шагов к их выполнению. Справедливости ради стоит сказать, что и АДИТ не спешил выполнить все прописанные в том же «Положении …» «Обязанности АДИТ». Если вывести за скобки такую сугубо техническую «обязанность» как создание адреса электронной почты для каждого представительства, АДИТ не выполняло в полной мере своей главной «обязанности» - «Предоставление информационных материалов АДИТ».
Пожалуй, единственный региональный представитель, реально выполнявший в этот период часть своих обязанностей, была Наталья Бледнова (Кемеровская область - http://www.adit.ru/rus/organization/regional/kemerovo/default.htm). Именно благодаря ее инициативе и титаническим усилиям в Кемерово состоялся проектно-аналитический семинар для работников сферы культуры «Стратегии информационной деятельности учреждений культуры Кузбасса» (29 января - 2 февраля 2002 г.). После которого Кемеровская область стала одной из первых по количеству членов АДИТ в регионе (на момент написания этих тезисов 8 персональных членов и кандидатов в члены и 1 коллективный) при том, что до этого в области был всего лишь 1 член НП АДИТ – Наталья Бледнова (!).
Положение начало меняться только в начале 2002 года после того, как было организовано региональное представительство в Удмуртской республике, во главе которого встал Александр Сташенко (http://www.adit.ru/rus/organization/regional/udmurtiya/default.htm). К его чести, надо сказать, что с самых первых дней он ответственно подошел к выполнению своих новых обязанностей и приступил к наполнению своей странички материалами о процессе информатизации сферы культуры республики.

Вскоре после этого руководство НП осознало, что работа с региональными представительствами это достаточно ответственное и важное дело и что оно, как впрочем и все остальные основные направления деятельности, должно стать зоной личного менеджмента и личной ответственности. Предложение персонально вести эту работу получил Ваш покорный слуга.

Первыми моими шагами в этом направлении были переговоры с уже имеющимися региональными представительствами о наполнении их страничек на сайте АДИТ и с активными работниками сферы культуры различных субъектов Российской федерации об их вступлении в новый АДИТ и создании представительств в их регионе. Должен признаться что процент результативности этой работы в обоих случаях был существенно менее 50. Из уже существовавших к началу моей деятельности на этом поприще страничек региональных представительств, на момент написания этих тезисов наполнены только 2 – Псковская (http://www.adit.ru/rus/organization/regional/pskov/default.htm) и Кемеровская (http://www.adit.ru/rus/organization/regional/kemerovo/default.htm). Но наполнены вполне достойно! С технической точки зрения можно отметить импорт псковских региональных новостей, связанных с информатизацией сферы культуры с сайта Информационно-ресурсного центра Комитета по культуре Псковской области (http://irc.pskov.ru/), являющегося региональным представительством, на его страничку на сайте АДИТ.
Работа по формированию новых региональных представительств также продвигалась не самым лучшим образом. Из дюжины разосланных мной официальных и не официальных писем ответы я получил только на 10. Причем, только 7 из них было положительными. Три же других не то что бы отрицательными, скорее … невразумительными. Но о них речь впереди! Сейчас стоит отметить, что результатом упомянутой выше переписки стало создание 4 новых представительств в:
· Карелии (http://www.adit.ru/rus/organization/regional/kareliya/default.htm);
· Смоленской области (http://www.adit.ru/rus/organization/regional/smolensk/default.htm);
· Омской области (http://www.adit.ru/rus/organization/regional/omsk/default.htm);
· Татарстана (интернет-страничка в момент написания этих тезисов находилась в процессе создания)
Кроме того, были реанимированы два старых представительства по разным причинам либо не представленных на сайте, (в Нижегородской области - http://www.adit.ru/rus/organization/regional/nnovgorod/default.htm), либо в свое время прервавших связь с АДИТ (в Архангельской области - интернет-страничка в момент написания этих тезисов находилась в процессе создания). Переговоры о создании еще
одного представительства ведутся в данный момент.
Кроме этого, в конце прошлого – первой половине этого года были переведены переговоры о создании партнерских представительств в Украине и Беларуси.
Теперь, отвлекаясь от описательно-постановочной части данного доклада, хотелось бы отметить некоторые общие тенденции, выявившиеся в процессе работы. Прежде всего, хотелось бы отметить удивительный для меня факт, что немалый интерес к АДИТ и в частности к институту региональных представительств проявили представители иерархических «старорежимных» структур. Учитывая то, что АДИТ после своей институализации лишился многих официальных «шапок», а главное реальной поддержки и одобрения власть имущих от культуры, я пока не могу вразумительно объяснить этого факта. Пожалуй, единственной правдоподобной версией объяснения этого факта может служить то, что прежде АДИТ, как ежегодная площадка для обмена опытом и мнениями не особенно интересовал представителей этих структур, т.к. опытом сыт не будешь. В современной же ситуации они увидели в АДИТ-е распространителя некого, прежде всего информационного и, возможно имиджингового бесплатного ресурса. А через кого пойдет ресурсный поток в регионы, как не через местные организации («ячейки»!!)? Т.е., по их мнению, АДИТ оттянул на себя часть функций прежнего Министерства культуры. Если интуиция их не подводит, это достаточно пагубная тенденция должна быть всесторонне проанализирована и оценена АДИТ-ом. Предлагать какие-то рецепты анализа, а тем более варианты оценки не входит в задачи данного доклада.
С другой стороны крайне удивительным представляется выжидательная позиция которую заняли по отношению к институту региональных представительств «закаленные в боях» члены старого АДИТ-а, с радостью воспринявшие в свое время его институализацию. Многие из них, будучи ключевыми фигурами в деле информатизации сферы культуры своих регионов, получили от меня предложение стать нашими представителями. НО (!) большинство из них просто на эти письма не ответили, а трое (те самые три невразумительных ответа, о которых шла речь выше) ответили в том смысле что, мол, надо еще разобраться надо ли это им и их учреждениям, и к тому же это, мол, отнимет время, которого и без того нет … Т.е. эти люди, в отличие от представителей иерархических структур, крайне нуждались в АДИТ-е именно как в площадке для ежегодного обмена опытом и мнениями. Они, как ни кто другой понимали, что опыт и есть тот главный ресурс, которым располагал и располагает АДИТ! Но вот в качестве организации, в которой надо работать, на развитие которой, как ресурсного центра, надо бескорыстно тратить время и силы они не готовы сейчас его принять!

Думается, что выход из этой ситуации можно найти в развитии системы эффективной связи с общественностью и воздействия на эту общественность, т.е. того, что сейчас принято называть английской аббревиатурой PR. Заниматься простраиванием этой системы должны профессионалы, которые, к сожалению для нас, достаточно дорого стоят. Но прибегать к их услугам не только в работе региональных представительств, но и в привлечении новых членов НП, необходимо!

 

 
  © АДИТ, 1997-2002