АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Информационная политика"
Лагутин Антон Борисович
  Москва
  Российский институт культурологии МК РФ
  Научный сотрудник
  Тел.: (095)449-0722
  Факс: (095)959-1025
  E-mail: abl@clio.orc.ru

Возможности информационно-новостного обеспечения менеджеров культуры

Конец ХХ – начало XXI века связанны с началом революцией менеджеров в нашей стране и с очередной информационной революцией во всем мире. И то, и то в определенной мере имеет отношение к новым технологиям. В первом случае, это новые для России технологии управления, которые в совокупности принято называть английским словом «менеджмент», дабы противопоставить их прежнему, советскому «управлению». В случае с информационной революцией, имеются в виду новые аппаратные и программные информационные технологии сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации, использование которых влечет за собой далеко идущие социальные и общественные изменения.

Постепенно новые управленческие и информационные технологии проникают в сферу культуры. Но здесь он идет гораздо медленнее, чем хотелось бы и чем в обществе в целом. Одной из причин этого торможения является явный дефицит сведений о возможностях применения новых технологий, освоения навыков работы сними и обмена опытом в их использовании.

Дефицит этот во многом определяется не столько отсутствием информации, сколько ее неорганизованностью и, как это не парадоксально избыточностью. Найти подобные сведения, связанные со сферой культуры, в одном месте даже в Интернете – детище новых информационных технологий – было невозможно. Они были рассредоточены по целому ряду сайтов Глобальной сети. Порой их было достаточно непросто вычленить из потока информации, не имеющей даже косвенного отношения к сфере культуры.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
При этом в современной же ситуации необходимо учитывать, что у пользователей информационной службы могут быть достаточно разные запросы. Возможность максимально быстро найти именно то, что нужно и актуально для различных пользователей, отличает современную информационную систему.

Если подходить к созданию подобной новостной информационной службы для менеджеров культуры с этих позиций, то необходимо изначально основывать ее на системе взаимосвязанных динамических баз данных с иерархически индексированными полями. В подобной базе данных должна быть предусмотрена возможность поиска информации по системе индексов; по ключевым словам, по полнотекстовому варианту информационного массива.
Критерии иерархической индексации могут быть предложены следующие:
· Географический
o Международный
§ Общероссийский
* Межрегиональный
- Региональный
· Типологический
o Источники финансирования
o Общение и обмен опытом
o Повышение квалификации
o Издания
§ Виртуальные
§ Бумажные
· Институциональный
o Любые институции и частные лица
§ Только любые институции
* Только НКО
- Только гос. Учреждения
- Только НГО
* Только коммерческие организации
§ Только частные лица
· Тематический
o Культура
o Образование
o Экология
o Защита прав человека
o Здравоохранение
o Туризм
· Хронологический
o Бессрочный
o Срочный
o Архивный (просроченный)
При рассмотрении приведенных выше критериев необходимо учитывать, что любая информация может быть проиндексирована как по одному, так и по любому количеству полей первого ряда (помеченных маркером «○»). Если же информация индексируется по какому то полю первого ряда, то автоматически индексируется по всем иерархически подчиненным ему полям.
Почти наверняка предложенные критерии не отвечают всем потенциальным запросам пользователей. Но, не начав работу в этом направлении, не возможно достоверно установить характер этих запросов и создать систему максимально им отвечающую.

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Работа над наполнением описанной выше базы данных подразумевает решение целого ряда задач. Таких, например, как:
· Сбор, отбор и индексирование информации;
· Перевод информации;
· Аннотирование информации и редактирование аннотаций.
Сбор, отбор и индексирование информации является очевидно необходимой задачей. Крайняя желательность решения задачи перевода также очевидна. Достаточно много важного в сфере менеджмента культуры публикуется и распространяется на английском и других европейских языках, а России в наследство от времен закрытости общества достался низкий уровень языковой культуры населения. Для представления информации в виде краткого, но содержательного ее резюме, а не полного, в некоторых случаях достаточно громоздкого варианта необходимо решение задачи аннотирования. С проблемой необходимости вчитываться в громоздкие новостные объявления, непригодность которого выясняется из последних его строк сталкивается большинство сотрудников, занятых обработкой информационных потоков.

Все три перечисленные функции в идеальном варианте должны выполняться специальными сотрудниками. Иначе необходимо, во-первых, предъявлять к кандидатам явно завышенные требования и, во-вторых, перегружать сотрудника, занимающегося постоянным наполнением базы данных. Современный информационный поток, даже суженный до обеспечения менеджмента культуры, огромен, обработать его на должном уровне одному человеку, возможно, не под силу вовсе.

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Информационно-новостная служба основанная на изложенных выше принципах может и должна проявить себя в первую очередь с помощью Интернета и тесно связанной с ним электронной почты. В случае
- размещения описанной выше базы данных в Сети;
- организации удобного пользовательского интерфейса формирования запросов различной сложности;
- создания возможности получения информации, отвечающей запросу как в виде веб-интерфейса, таки по электронной почте в виде рассылки с заданной пользователем периодичностью
это будет одной из первых в России и, безусловно, первой в сфере культуры информационной службой, в полной мере использующие современные программные технологии. Уровень удовлетворения разнообразных сложных пользовательских запросов неизбежно сделает ее крайне популярной.

Информационные выборки из базы данных по регионам, узкой тематике, предметной области и т.п. может стать основой «бумажных» изданий, рассчитанных на менеджеров культуры в силу тех или иных обстоятельств не имеющих доступа к Интнрнету и электронной почте.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002