АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Этнографические инициативы в Рунете"
Лагутин Антон Борисович
  Москва
  Российский институт культурологии МК РФ
  Научный сотрудник
  Тел.: (095)449-0722
  Факс: (095)959-1025
  E-mail: abl@clio.orc.ru

Когда и кто «Белинского и Гоголя с базара понесет»?

Весной 1999 года в недрах музея истории г. Москвы родился проект создания виртуального музея гжельской керамики. Проект этот подразумевал создание именно виртуального научно-атрактивного интернет-музея, основанного на каталогизации, изучении, и актуализации одного из традиционных русских промыслов, а не виртуальной выставки, все экспонаты которого предъявлены «посетителю». Основой «фондов» этого «музея» должны были составить коллекции гжельской керамики музеев центральной и северо-западной России. Эти коллекции, по замыслу авторов проекта, одним из которых является Ваш покорный слуга, должны были каталогизированые соответствии со спецификой материала и составить основу ряда «виртуальных экспозиций, количество и узкая тематика которых могли бы постоянно изменяться в соответствии с новыми экспозиционными проектами авторов сайта. Кроме «фондов» и «экспозиции», музей должен был включить в себя мощный «научный отдел», «сотрудниками» которого могли бы стать крупнейшие специалисты по гжельской керамики. Основу этого отдела предполагалось заложить мощной научной и научно-популярной библиотекой по означенной тематике.

Вышеописанный проект дважды оформлялся в виде заявки в грантодающие организации и дважды не был поддержан. По неофициальным каналам авторам в обоих случаях удалось узнать вердикт экспертов, который сводился к двум словам «слишком узко!».
В связи с этим хотелось бы задать один, крайне важный, на мой взгляд, вопрос – правы ли были эксперты? Действительно ли профессиональный ресурс по отдельному аспекту истории материальной культуры, пусть даже снабженный атрактивно-просвтительской надстройкой, не представляет широкого интереса? Действительно ли он будет реально нужен лишь сотни-другой узких профессионалов?

Мне не известно, были ли попытки проведения маркетинговых исследований потенциальных интернет-пользователей подобных ресурсов и насколько в обществе силен интерес к истории материальной культуры и отдельным ее аспектам.
Думается, этот вопрос будет крайне важно обсудить на круглом столе, посвященном этнографическим инициативам русскоязычного сегмента Интернета.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002