АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Информационная политика"
Дремайлов Александр Викторович
  Москва
  ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
  заведующий научно-производственныотделом информационных систем
  Тел.: (095)203-61-47,202-16-24
  Факс: (09%)203-61-47,202-16-24
  E-mail: dream@kreml.ru

Музеи и информационное пространство

В докладе представлен обзор состояния информатизации музеев в России на 2002 г.
Анализ ситуации представлен в разделах «Достижения» и «Недостатки».

Достижения

Представительства отдельных музеев в Интернет
•Более 500 музеев России имеют сайты в жанре электронных буклетов
•Актуальные новости - лидер «Государственный Эрмитаж»

Музейные порталы
•Портал «Музеи России»
•Всероссийский Реестр Музеев

Открытый доступ к музейным электронным каталогам в Интернет
• Рыбинский музей-заповедник. Открытый доступ к электронному каталогу музейного собрания – 45000 музейных предметов (3000 изображений)
• Государственный Исторический музей. Открытый доступ к 5000 изображений (электронные каталоги музейных выставок)
• Государственный Эрмитаж Открытый доступ к 5000 изображениям (электронная библиотека изображений музейных шедевров)

Объединенные музейные каталоги
• Электронный каталог www.colections.spb.ru - открытый доступ к объединенному электронному каталогу 7000 музейных предметов из 7 музеев России

Музей, как составная часть туристического направления развития региона
• Петербургские ассамблеи (электронная афиша)
•КомАрт – электронный туристический портал Карелии
•Нижегородский электронный туристический справочник

Музейные виртуальные магазины
Интернет-магазин Государственного Эрмитажа

Отечественное специализированное музейное программное обеспечение на рынке
Лидер - программное обеспечение КАМИС-2000 - специализированный программный продукт для формирования динамических электронных каталогов музейных собраний в Интернет

Регистрационный узел музейных изображений России
РУМИР - Государственный Исторический музей - регистрация и идентификация электронных музейных изображений

Общественные инициативы профессионального музейного сообщества
Некоммерческое партнерство АДИТ – национальная профессиональная ассоциация по музейной документации и новым информационным технологиям

НП АДИТ - 82 индивидуальных члена, 16 юридических членов
Ежегодные конференции - 1997 г. - Санкт-Петербург; 1998 г. – Иваново; 1999 г. – Ярославль, 2000 г. – Владимир, 2001 г. - Тула, 2002 г. - Нижний Новгород

Образовательная деятельность– участие членов НП АДИТ в проведении проектно-аналитических семинаров по теме «Информационный менеджмент в музеях» и курсах повышения квалификации музейных специалистов в сотрудничестве с Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма

Исследовательская деятельность - разработка рекомендаций по стандарту кратного описания объектов культурного наследия для представления в открытых электронных каталогах.

Издательская деятельность – участие членов НП АДИТ в выпуске книги «Музей будущего: информационный менеджмент», сборника «Стандарты описания объектов культурного наследия» и материалов ежегодных конференций АДИТ.

Международные связи НП АДИТ
СИДОК – международный комитет по музейной документации ИКОМ, организация проведения объединенной международной конференции СИДОК/АДИТ-2003, Россия, Санкт-Петербург

Международные проекты Европейской комиссии
НП АДИТ – член консорциума международного проекта ЕС OPENHERITAGE «Новая экономика развития регионов – культурное наследие, технологии, благосостояние»

Недостатки
- отсутствие концепции формирования национального электронного каталога музейного фонда Российской Федерации и обеспечения открытого доступа, в т.ч. для системы образования;

- отсутствие национального стандарта представления информации о музейном фонде России;

отсутствие национальных словарей-справочников описания музейного фонда;
l
- отсутствие национальной концепции и маркетинговой политики формирования информационных ресурсов для создания привлекательного туристического образа российских регионов;

- дистанционных платных услуг – резервирование билетов и заказ экскурсий в музеях, реализация сувениров и изделий народного промысла, «продажа прав» использования изображений музейных предметов;

- отсутствие сотрудничества профильных правительственных структур и профессионального музейного сообщества в сфере информатизации музеев;

 

 
  © АДИТ, 1997-2002