АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Информационная политика"
Пролеткин Игорь Викторович
  Саратов
  Поволжский региональный центр новых информационных технологий Саратовского госуниверситета
  начальник отдела ГИС
  Тел.: 845-2-51-87-92
  E-mail: proliv@sgu.ru
 
Башкатов Александр Николаевич - замюначальника отдела ГИС ПРЦ НИТ СГУ
Савченко Людмила Михайловна - председатель координационного совета "Содружества музейных работников Поволжья"
Сорокин Владимир Николаевич - зам. директора по развитию Самарского историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина

“Атлас культурных ресурсов Поволжья”

Цель разработки “Атласа культурных ресурсов Поволжья”, осуществляемого по проекту “Волжский сплав” – создание интерактивной навигационной системы по объединению информации о различных культурных ресурсах региона и дальнейшему развитию туризма в Поволжье.

Для достижения поставленной цели Атлас должен решать следующие задачи:
1. Отображать на общегеографических и тематических картах пространственное размещение культурных ресурсов в виде учреждений культуры, культурно-исторических и природных достопримечательностей, туристических организаций и фирм, туристической инфраструктуры, а также социально-исторических и природных факторов и условий развития культуры.
2. Осуществлять сбор, обработку и отображение с помощью геоинформа-ционных технологий информации о вышеуказанных объектах и явле-ниях.
3. Поддерживать средствами Интернет-технологий и Web-картографии коммуникационную среду для связи между источниками информации о культурных ресурсах, туроператорами и потребителями турпродукта.
4. Быть постоянно доступным в режиме удаленного доступа.
5. Быть постоянно наращиваемым за счет обновления информации заинтересованными сторонами – региональными музеями и другими учре-ждениями культуры, государственными органами в области культуры и туризма, туроператорами.

Структура Атласа, который отрабатывается в данный момент в пилотном режиме (http://www.sgu.ru/ogis/museum/atlas/) в отделе геоинформационных систем Поволжского регионального центра новых информационных технологий Саратовского госуниверситета, отображает распределение культурных и иных ресурсов и состоит из четырёх разделов:
· «Содружество» - как корпоративный элемент системы, связанный с “Содружеством музейных работников Поволжья»,
· «Музеи» - как основной вид объектов учреждений культуры региона,
· «Пространство» - как территории, в которой развиваются объекты культуры,
· «Общество» - как носителя и потребителя тех или иных культурных ресурсов.

Предполагается, что структура Атласа может быть дополняема за счет включения в нее и других элементов, связанных с туризмом, как практическим приложением развиваемой системы.
С помощью интерактивных гиперссылок любой Интернет-пользователь, может получить подробную информацию о них и увидеть их взаимное расположение.

В перспективе здесь будут показаны культурно-исторические ландшафты, знаковые для Поволжья пейзажи, места выдающихся исторических и культурных событий и т.д.
Кроме этого, пользователю будет доступна возможность отображать разные уровни визуализации информации, например переход от уровня региона, на уровень конкретной области или города.
Характеризуя в общем «Атлас культурных ресурсов Поволжья», можно отметить, что он отражает сложный, но необходимый элемент человеческой цивилизации – культуру. Рассмотрим культуру в её пространственном аспекте.
Культура, понимаемая как опыт человеческой деятельности в духовной и материальной областях, не абстрактная категория общества и индивидуумов, а конкретное явление, обладающее наряду с другими своими свойства-ми и такой характеристикой как местоположение.
Культура не обособленное, но тесно взаимосвязанное с другими областями человеческой жизни явление. Разнообразные культурные ресурсы, в частности музеи, распределены на территории Поволжья отнюдь не равномерно. Регионы, входящие в состав Поволжья, имеют различный культурный потенциал, историю развития, природное своеобразие. Оценить степень представительности этих характеристик в региональных музеях можно с помощью пространственного анализа. Пространство – категория многоаспектная.
Во-первых, существует физическое (географическое) пространство По-волжья, являющееся важнейшим фактором развития культуры. Природное своеобразие, эстетическое наполнение великой реки и прилежащих земель послужили источником вдохновения для многих художников, писателей, поэтов, создавших бессмертные произведения, где в художественных образах нашли отражение реальные места Поволжья. Таким образом, сама земля, её красота, являются культурным ресурсом, ключевым фактором и условием развития культуры. Не следует также забывать об истории Поволжья, на протяжении и под влиянием которой развивалась культура. Причем в музеях собраны лишь «артефакты» истории, а её «декорации» остались на месте, хотя и в изменённом виде. Познать ход исторического процесса в отрыве от природной среды невозможно. На территории Поволжья выделяются многие историко-культурные области с разнообразными этно-культурными типами, исторические ландшафты, области распространения многих культур и религий. Все эти абстрактные категории как определяют свойства пространства, так и имеют пространственные свойства.
Во-вторых, вполне правомерно можно говорить о пространстве культуры. Культура существует только как свойство населяющих физическое пространство людей, как категория отдельных личностей и общества в целом. Человек выступает и генератором культурных ценностей, и их потребителем, а значит, человеческое общество также является фактором и условием разви-тия культуры. Определённые показатели культурного потенциала общества могут быть отражены в картографической форме – интеллектуальный потенциал, посещаемость музеев, театров, библиотек и т. д. Однако культурное пространство Поволжья гораздо шире физического. Оно распространяется вслед за культурными связями и простирается на всю России и далеко за рубеж.
Третьим аспектом распространения культуры является информационное пространство. Развитие культуры происходит на новом уровне лишь при условии свободного обмена информацией. Чем интенсивней этот обмен, тем многообразней культурная жизнь общества. Интенсивность культурного обмена зависит от типа коммуникации. В последнее время самым динамично развивающимся средством коммуникации является Интернет. На него прежде всего ориентирована молодежная аудитория – преемник культурных ценностей. Перед музеями стоит задача интеграции культурных ресурсов в современное информационное пространство выполнить её можно только путем сотрудничества музейных работников и информационных специалистов.
Взаимосвязь между различными аспектами пространства Поволжья очевидна. Физическое пространство, состоящее из природной среды, населения и социально-экономических систем, является базисным фактором и условием развития культуры. В нём существуют как объекты, так и носители культуры. Культурное пространство выступает как подсистема по отношению к физическому пространству. Оно наполнено культурными акциями, мероприятиями, культурной активностью населения. Наполнение культурного пространства не так стабильно, как физического. Культурная жизнь протекает с разной динамикой в разных местах и в разное время. Поэтому карты культурного пространства требуют постоянного обновления. Информационное пространство является внутренним элементом как физического, так и культурного пространства. Есть хранилища информации (музеи, библиотеки, Web-серверы). Обмен информацией между ними, пополнение информации, её распределение и потребление происходит по многочисленным каналам между источниками, хранилищами и потребителями. Полностью отобразить движение информации практически невозможно, да и не нужно. Однако составить схему информационного взаимодействия, например, членов Музейного Содружества, необходимо.
Карты культурного пространства синтетические, т. е. на них отображены реальные объекты физического пространства (как природные, так и культурно-исторические), явления и события культурной жизни Поволжья, схемы информационного взаимодействия. Это помогает выявить и наглядно представить связи между культурной активностью населения и культурными ре-сурсами территории, способствует принятию решений в сфере развития культуры, выявляет скрытые культурные ресурсы, требующие дополнительных действий по их интеграции в сферу культурного туризма. На картах по-казаны объекты культурно-исторического и природного наследия, культур-ный потенциал которых напрямую связан с окружающим пространством. Это дворцово-парковые комплексы, архитектурные ансамбли, ботанические сады, музеи – храмы, монастыри, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, заповедники, национальные и природные парки. Все эти культурные ценности не воспринимаются в отрыве от социо-культурной и природной среды.
Пространственный подход к освоению культурного ресурса необходим прежде всего в туристическом бизнесе. Примером может служить анализ транспортной доступности объектов культуры, в частности музеев.
Картометрический анализ показывает, что из 368 музеев, отображенных в Атласе культурных ресурсов Поволжья, 190 (половина) расположено на удалении не более 20 километров от главных судоходных рек (Волги, Камы, Дона и Оки), 277 музеев на удалении не более 20 километров от железной дороги, 125 музеев на удалении не более 20 километров от главных автомо-бильных дорог, 236 музеев – на удалении не более 50 километров от главных городов. Как видно из приведённых цифр, большая часть музеев находится в непосредственной близости от основных транспортных магистралей и культурных центров.
Как указывалось выше, информационное пространство Поволжья объективно отображает степень культурной активности населения, её представительность в современных СМИ. Поэтому необходим информационный мониторинг культурных ресурсов, направленный на выявление, систематизацию и анализ информации об объектах культуры.
Мониторинг культурных ресурсов осуществляется по следующим видам объектов культурно-исторического и природного наследия на территории Поволжья:
Объекты культурно-исторического наследия (музеи; археологические, исторические, технические памятники; архитектурные ансамбли; места исторических событий; местности, отражённые в литературных и живописных произведениях; этнографические и религиозные достопримечательности).
Объекты природного наследия (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).
Культурно-исторические ландшафты (садово-парковые ансамбли, усадьбы, места с выразительной «ландескультурой», этноприродные ландшафты, эстетически выраженные пейзажи, места символического значения).
Все эти объекты отражены в разделе «Пространство».
Виртуальное путешествие по данному разделу должно показать посетителю не только отдельные места и достопримечательности, но и увидеть всё Поволжье или какой-то его регион в целом, во всём его многообразии. Такой подход должен способствовать выработке привлекательного образа Поволжья.
“Атлас культурных ресурсов Поволжья” представляется авторам как современный инструмент развития культурной политики и экономики в регионе, позволяющий с помощью информационных технологий создавать и продвигать новый образ Поволжского региона.

Адрес атласа в сети Интернет - http://www.sgu.ru/ogis/museum/atlas/

Работа над "Атласом культурных ресурсов Поволжья" ведется при поддержке Окружной ярмарки Социальных и культурных проектов "Саратов - 2001" Приволжского федерального округа и Института Открытое общество.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002