АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Информационные ресурсы ОКН - формирование и доступ"
Шпак Мария Евгеньевна
  Саратов
  Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
  заведующий сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея
  Тел.: 845-2-24-36-27
  E-mail: radmuseum@renet.ru
 
Калинина Людмила Леонидовна - зав. отделом по развитию Саратовского государственого художественного музея имени А.Н. Радищева
Пролеткин Игорь Викторович - начальник отдела ГИС Поволжского регионального центра новых информационных технологий Саратовского госуниверситета


Электронный информационный бюллетень, как инструмент коммуникации музея

Современный мир ставит перед музеями новые проблемы и предлагает новые возможности. К ним мы относим и коммуникацию музеев между собой, а также с многочисленными пользователями и средствами массовой информации. Причем эта проблема в последнее время встает все более отчетливо и для ее решения можно наметить несколько путей.

Один из них, выпуск и распространение различных электронных изданий музеев, рассказывающих о последних новостях, выставках, проектах, конференциях, семинарах, акциях и иных событиях в конкретном музее и музейном сообществе в целом.

Примеров выпуска электронных информационных бюллетеней различных организаций за последний год можно насчитать немалое количество, что говорит об актуальности и имеющемся спросе на такую форму коммуника-ции. В тоже время, среди музеев России эта форма только-только набирает свое распространение и как все новое имеет как положительные, так и отрицательные черты и при всей привлекательности несет под собой определенные подводные течения и подводные камни.

Именно поэтому мы решили поделиться с коллегами своим опытом, проблемами и наработками и высказать некоторые соображения по дальнейшим перспективам развития в этом направлении.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева начал выпуск электронного информационного бюллетеня музея с января 2002 года. За прошедшие четыре месяца (1) нами было подготовлено 12 выпусков, то есть периодичность бюллетеня на данный момент составляет три раза в месяц или раз в десять дней.
Выпуску бюллетеня способствовало несколько объективных моментов.

Первое – наличие в музее необходимой компьютерной техники, прямого доступа в Интернет и своего электронного почтового адреса, а также организация структуры - отдела по развитию музея, одной из задач которого является проведение различных PR-кампаний и донесения информации о музее до широкого круга пользователей.

Второе – установление партнерских отношений между музеем и Поволжским региональным центром новых информационных технологий Саратовского госуниверситета (ПРЦ НИТ СГУ), который взял на себя труд по обучению сотрудников музея специализированным программам, а также дал возможность располагать на своих ресурсах информационные новости музея.
Немаловажное значение сыграл и субъективный фактор - некоторые сотрудники музея и центра стали партнерами в проекте “Волжский сплав” “Содружества музейных работников Поволжья”, где перед ними были разные задачи, но налаживание партнерских отношений укрепило доверие и помогло объединить возможности.

Эти факторы и обусловили начало выпуска электронного информационного бюллетеня (ИБ) музея, в котором сотрудники отдела по развитию взяли на себя сбор и обработку необходимой музейной информации, а сотрудники отдела геоинформационных систем центра, подготовку web-версии и размещение архива бюллетеня на своих Интернет-ресурсах. Кроме этого, за отделом по развитию музея была закреплена рассылка и распространение бюллетеня по многочисленным адресам музеев и иных культурных организаций и средств СМИ России. На сегодня база данных рассылки ИБ включает более 500 адресов.

Изначально было решено выпускать Web-версию бюллетеня в формате html. Данный формат дает возможность формировать как текстовый ряд сообщений, так и наполнять его разнообразными иллюстрациями, гиперссылками и, помимо проведения адресной рассылки, очень быстро выставлять как Web-странички в сети Интернет для обычных пользователей, которые приходят на сайт “Музей Волги – Саратовский регион”, где в данный момент размещен архив бюллетеня. Постоянное указание в ИБ о наличие его архива в сети Интернет, дало возможность подписчикам, которые начали получать бюллетень не с первых номеров, познакомиться с предыдущими номерами и проследить его ретроспективу.

Структура ИБ была выработана не случайно.
Первое и самое главное в нашем бюллетене это блок новостей о выставках и экспозициях, проводимых как в стенах музея, так и его филиалов. Причем подача новостей в разных номерах чередуется анонсами и подробным рассказом о выставках.
Не забыли мы и о почти 120-летней истории музея. Для этого в ИБ предусмотрена рубрика “Ретроспектива Радищевского музея”, где раз в месяц сообщается о том, что происходило в музее в это время в разные годы. Это дает возможность представить хронологию развития событий и помогает вскрыть различные исторические срезы.
Не мало места в бюллетене отводится проводимым в музее семинарам и конференциям, что позволило отразить и научную деятельность, и научные интересы.

Естественно мы подумали и о своих партнерах и друзьях, как в Саратове и области, так и в Поволжье в целом. Для этого в бюллетене организована специальная рубрика “У наших партнеров и друзей”, где музеи разных регионов Поволжья публикуют сообщения о своих выставках и иных акциях.

Отдельная рубрика бюллетеня отдана наиболее интересным событиям из музейной жизни страны, в которой мы стараемся осветить наиболее неординарные факты, которые могли бы заинтересовать не только специалистов, но и местную прессу и обычного подписчика.
С конца марта, в нашем бюллетене появилась новая рубрика, которая нашла многочисленные отклики – “Лучшие музеи Европы и мира”, где мы пытаемся ознакомить с весьма оригинальными зарубежными музеями и дать некоторый их пространственный срез.

Кроме обычных номеров, разбитых на рубрики, ежемесячно выпускаются тематические номера, в которых дается подробная информация о конкретном событии или готовящейся акции музея.
Такими за это время стали ИБ, посвященные партнерскому проекту саратовских музеев “Хочу на Волгу!”, семинару ”Современные информационные технологии в музейном деле”, Боголюбовским чтениям, ежегодно проходящем в музее в апреле месяце. Отдельный номер ИБ был представлен в виде визитной карточки Радищевского музея, где проиллюстрирована многочисленная информация о разнообразной деятельности музея за последние годы.
Надо отметить, что выпуск информационного бюллетеня и форма его подачи практически сразу была отмечена российской газетой “Культура”, которая в своем февральском номере назвала наш бюллетень “своеобразной лоцией по высококультурной и высокохудожественной части Всемирной паутины” (2).
Понятно, что за столь малый срок существования ИБ нельзя объективно судить о его перспективах развития. Однако те отзывы, замечания и предложения приходящие к нам с мест, позволяют вносить свои коррективы и чутко улавливать потребности и желания потребителей такой информации и наметить определенные пути.

Первая проблема электронного бюллетеня – его информационное содержание. Бюллетень не должен быть только обычным дайджестом той информации, которую можно найти в сети или на страницах печати. Он должен содержать и эксклюзивную информацию, касающуюся или конкретного музея, или их группы, или конкретных событий, происходивших и освещенных специалистами с мест. И в тоже время зацикливание музея только на собственной информации и не отражение информации о том, что происходит вокруг него, делает музей замкнутым и уменьшает возможность коммуникации с другими партнерами.

Вторая проблема – периодичность выпуска. Она не должна быть случайной и зависеть от проблем или желаний выпускающих. Каждый выпускаемый ИБ должен иметь четкий временной график и четкие временные рамки. В этом плане можно отметить рассылку информации портала Музеи России, которая приходит пользователям по вечерам в понедельник и каждый из подписчиков ориентируется именно на этот день.

Третья проблема – его объем и “вес”. Так как мы выпускаем именно web-версию, то естественно иллюстрации занимают в нем значительное место. И оптимизация их “веса” и количества вот тот подводный камень, с которым сталкиваются все наши пользователи. Однако, как мы считаем, эта проблема со временем, будет постепенно решена, так как и сами информационные технологии и средства связи развиваются значительными темпами и то, что в данный момент представляется очень не практичным, через год – полтора станет обычным делом.

Четвертая проблема – информационные бюллетени не должны существовать и развиваться в отрыве от других ресурсов музея. Оперативная и иная информация выходящая в бюллетене музея должна подкрепляться возможностью ознакомиться и с его архивом, и с имеющимся сайтом или web-страничкой, и с электронным каталогом и так далее. Именно такой подход дает потребителю быть не только в курсе новостей и событий, которые приведены в данный момент, на “страницах” ИБ, но и более подробно и широко узнать историю и содержание музея, проследить тенденции, увидеть проблемы и возможности их решения. В идеале информационный бюллетень должен быть продолжением собственного сайта музея, но не столько представительского, месяцами или годами не пополняемого информацией, а являющегося инструментом постоянной работы музея в новом “виртуальном” пространстве, и естественно “вытекающим” из него.

Пятая и самая главная проблема – электронные информационные бюллетени должны быть своеобразными навигаторами по музейному миру и не замыкаться только на подаче новостной информации. Они должны давать возможность пользователю оперативно, с помощью системы гиперссылок, найти первоисточник информации или познакомиться с теми ресурсами и партнерами, о которых идет речь, и представить разнообразные направления “дальнейшего движения” пользователя по музейному миру.

Именно вот этот принцип, как нам кажется и делает информационный бюллетень новой и современной коммуникационной площадкой конкретного музея, открывая перед потребителем не только сам музей, но и путь в музейный мир в целом. А новый подход к использованию информационных технологий, когда Музей не ждет, а приходит к пользователю домой или в офис, информируя и искусно направляя его по этому пути, дает возможность проявить себя в этом практически любому музею, стать такой коммуникационной площадкой в конкретном городе, области, регионе и т.д.

Совмещение рассказа о собственных культурных ресурсах с оперативной и современной формой их подачи; отражение разнообразной информации о различных музеях в стране и мире с одновременной возможностью более глубокого знакомства со своим музеем, через сайт; целевое воздействие на пользователя, когда не он затрачивает время на поиск информации, а она, правильно подобранная и профессионально поданная, предлагается ему с предоставлением набора широких навигаторских возможностей и направлений “дальнейшего движения” по музейному миру - вот необходимые условия для возникновения новых коммуникационных связей музея со своими будущими партнерами и пользователями.
Исходя из этого, мы и выстраиваем дальнейшие перспективы развития информационного бюллетеня Радищевского музея.

C архивом информационного бюллетеня Радищевского музея Вы можете ознакомиться в сети Интернет по адресу: http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html

Сноски:
 
1. Данная статья готовилась авторами к опубликованию в начале мая 2002 года.
2. Статья “Лоция по Всемирной паутине”. Газета “Культура” № 6, от 7-13 февраля 2002 г., стр. 2.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002