АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Информационные ресурсы ОКН для образования"
Артамонов Александр Алексеевич
  Москва
  Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН)
  E-mail: art@msses.ru

Дистанционная образовательная программа по менеджменту в сфере культуры на базе Московской высшей школы социальных и экономических наук

Сфера культуры в России все еще рассматривается как затратная область, которая финансируется из бюджета по известному еще с советских времен остаточному принципу. В то же время, сфера культуры является достаточно мощным ресурсом для предпринимательской активности (информация, mass media, связь, издательское дело, реклама, гостиничный бизнес, сфера обслуживания, транспорт). Неумение использовать культурное наследие и культуру в целом как важный и зачастую определяющий ресурс территориального и регионального развития является в настоящее время одной из главных проблем в деятельности, ориентированной на сферу культуры. Для решения этой проблемы необходимы специалисты, с одной стороны, хорошо знакомые с традиционными культурными практиками (музеи, галереи, фестивали и т.д.), и, с другой стороны, владеющие современными социально-культурными и информационными технологиями и способные, действуя в проектном режиме, с помощью этих технологий решать задачи регионального, социального и культурного развития.

Таких специалистов с 1998 года готовит факультет менеджмента в сфере культуры Московской высшей школы социальных и экономических наук, предоставляя дополнительное к высшему профессиональное образование. В процессе деятельности факультета выявилось, что, несмотря на весьма значительный интерес к программе факультета, имеется, с одной стороны, достаточно большой контингент потенциальных слушателей, желающих пройти бучение, но не имеющих возможности оставить свою работу, свою семью, свой регион на 1-2 года, с другой стороны – значительное число организаций культуры, заинтересованных в профессиональном развитии своих сотрудников без прекращения ими работы. В 2000 году под руководством декана факультета С. Э. Зуева началась подготовка дистанционной образовательной программы по профилю факультета. За основу была взята базовая программа факультета, имеющая следующие специализации:
- менеджмент международных культурных программ;
- менеджмент культурного туризма;
- менеджмент музеев и галерей;
- информационный менеджмент;
- культурно-исторические исследования;
- менеджмент сценических искусств (performing arts).

В процессе работы над проектом предстояло решить следующие задачи:
- поиск и внедрение информационно-образовательной среды для поддержки учебного процесса в режиме дистанционного образования;
- переработка для дистанционного формата преподаваемых на факультете обязательных и элективных курсов;
- подбор преподавателей и тьюторов;
- аккредитация программы в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ [1;
- аккредитация программы в Университете Манчестера (Великобритания) [2].

В качестве информационной образовательной среды была использована система TopClass 3.0, разработанная ирландскими специалистами компании WBTSystems, inc [3]. Основными аргументами в пользу этой системы являются легкость, простота эксплуатации, хорошая программная реализация создания и представления учебных материалов и тестов и, что немаловажно, корректная работа с кириллицей. Topclass предусматривает автоматизированные индивидуальные учетные записи для преподавателей, студентов и администраторов, предоставляя доступ к центральной базе данных через Web-интерфейс и любой современный броузер. Учебные материалы могут размещаться online, с доставкой через интернет и offline, на CD c возможностью просмотра также через web броузер. Тесты и коммуникация в учебном процессе через систему Topclass (личная переписка, форумы и электронные доски объявлений) выполняются только online.

Компьютер с системой Topclass (http://topclass.msses.ru) размещен на территории Московской Школы, обеспечен бесперебойным питанием и подключен к интернету по каналу 512 кбит/c сети RELARN-IP.

Авторский коллектив дистанционной программы составили декан факультета С. Э. Зуев, преподаватели А. В. Лебедев, Т. В. Абанкина, Е. Л. Игнатьева, Н. А. Никишин и другие. В дистанционную программу вошли следующие курсы:
- Введение в менеджмент ;
- Интерпретация культурных ресурсов;
- Информационный менеджмент ;
- Культурный туризм и инфраструктура;
- Маркетинг и коммуникация;
- Социально-культурное проектирование;
- Теория и практика «Public policy»;
- Техника анализа художественной формы;
- Фандрайзинг в сфере культуры;
- Экономические основания культурной деятельности;
- Европейская культурная политика;
- Медиа-арт;
- Менеджмент музеев и галерей;
- Правовые основы культурной деятельности;
- Современное искусство.

Подготовка учебных материалов для дистанционного формата была организована следующим образом. Каждый преподаватель получил задание представить свой курс в виде набора следующих материалов:
- аннотация курса;
- перечень ключевых понятий;
- материалы лекций;
- список тем письменных работ и тестовые задания;
- перечень литературы;
- перечень Web-ресурсов по курсу;
- краткие биографические сведения (CV) и фото.

Подготовленные преподавателями материалы поступали на редактирование. В качестве редакторов выступили сами преподаватели факультета, таким образом каждый преподаватель участвовал в проекте и как автор собственного курса, и как редактор курса своего коллеги.

Отредактированные материалы поступали к информационному менеджеру, который размещал их непосредственно в системе Topclass. Такой способ организации работ позволил не прекращая учебного процесса в обычном режиме, готовить материалы для дистанционной программы компактным коллективом.

Для валидации дистанционной образовательной программы в Университете Манчестера [4] потребовалось представить описание программы, наименования, оглавление и аннотации всех курсов на английском языке. Для решения этой задачи была создана копия всех учебных материалов, размещенных в Topclass и к этим данным был открыт доступ администратору Офиса Московской Школы в Университете Манчестера, которая выполнила необходимый перевод, работая с учебным сервером, размещенным в Московской Школе, непосредственно из Великобритании.

Коллектив тьюторов сформирован из выпускников и слушателей факультета с учетом их успехов в изучении соответствующих курсов, специализации и наличия на рабочих местах постоянного подключения к интернету. По каждому курсу на первый год работы дистанционной программы будут работать по одному преподавателю и одному тьютору.
Набор на дистанционную программу запланирован на начало 2003 г. Учебный год будет включать две очных сессии (подготовительную и заключительную) и период дистанционного обучения.

Разработка дистанционных учебных программ финансировалась из грантовых средств института «Открытое общество» (грант 1bb-006).

Ссылки
Сайт Московской высшей школы социальных и экономических наук: http://www.msses.ru
Сайт дистанционной образовательной программы: http://topclass.msses.ru
Cайт разработчика системы Topclass: http://www.wbtsystems.com

Сноски:
 
1. Все учебные программы Московской школы проходят процедуру аккредитации в АНХ при Правительстве РФ, что дает право на получение дипломов государственного образца о профессиональной переподготовке.
2. Все учебные программы Московской школы проходят процедуру валидации (признания) в Университете Манчестера (Великобритания), благодаря чему выпускники Школы получают дипломы магистра названного университета.
3. Подробнее о системе Topclass см. Артамонов А. А. Информационная среда Topclass как основа для построения системы дистанционного образования. Материалы конференции RELARN-2000. Самара, 2000. Метод доступа: http://www.relarn.ru:8080/conf/conf2000/report_3.html, дата обращения 10 мая 2002 г.
4. Выпускники дистанционной образовательной программы по менеджменту в сфере культуры будут получать Postgraduate Diploma Университета Манчестера и диплом о профессиональной переподготовке АНХ. Срок обучения – 1 год.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002