АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Культурные инициативы и проекты"
Аллахвердиева Василя Билаловна
  Екатеринбург
  Екатеринбургский филиал Государственного Центра Современного Искусства
  научный сотрудник
  Тел.: (095) 5648460+809
  E-mail: mss017001@msses.ru

Современное искусство и новые технологии как средство налаживания коммуникации в городском пространстве. Проект "Медиа - в массы!" в рамках фестиваля "Искусство в общественных пространствах"

Екатеринбург – крупный промышленный и культурный центр Урала, как и большинство современных городов, переживает в настоящий момент массу проблем, связанных с информатизацией и технологизацией пространства. Информационное перенасыщение городского пространства, проявляющееся, в частности, в наружной рекламе, больнее всего ударяет по психике и самочувствию горожан. Становясь невольными заложниками навязчивых и агрессивных рекламы и масс медиа, жители мегаполисов испытывают стресс, подавленность, одиночество, страх. Современный город и человек в нем живут отдельной жизнью, город, заполненный рекламой, становится чужим, неродным и неуютным. Непричастность к судьбе города формирует у его жителей чувство безответственности и безразличия – разрыв становится все более драматичным и непреодолимым. Информационное насилие превращает человека в существо механическое и приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его критического подхода к окружающему миру.
Изменить ситуацию нам видится возможным только путем ломки стереотипов и клише. Подмена привычного – нестандартным, традиционного – инновационным, а банального – концептуальным, - средства для критического осмысления, экспертизы языков "массовой культуры" и активизации общественного сопротивления им, с помощью которых Современное Искусство может проникнуть в повседневность большого города.

Екатеринбургский филиал Государственного Центра Современного Искусства в течение трех лет своего функционирования активно занимается изучением проблемы взаимодействия городской среды и человека в нем. Самым успешным проектом Центра на сегодняшний день является «Агитация за Искусство». Инициированная Екатеринбургским филиалом ГЦСИ и реализованная сначала в Екатеринбурге (Музей Молодежи), а затем в Петербурге (Музей Нонконформизма), Москве (Галерея Гельмана), Саратове (Ярмарка Социальных и культурных проектов), а также в сети интернет (www.gif.ru/agitazia_art), и планируемая к реализации в 2002 году в Самаре, Ижевске и Нижнем Новгороде, «Агитация» стала самой эффективной рекламой современного искусства. Пропагандистские листовки в жанре рекламных плакатов, агитирующие за искусство, немедленно нашли отклик у горожан. Вытеснив искусство за рамки традиционного пространства, кураторы сделали его достоянием масс, вызвав тем самым публику на открытый диалог с деятельностью современных художников.

В проекте «Медиа – в массы!» нам видится объединение и решение двуполярной проблемы: отчуждения человека в современном городе с одной стороны, и необходимости внедрения нового, медийного языка современного искусства – с другой. В проекте «Медиа в Массы!» новые медиа, как наиболее доступный и внятный язык современного искусства, выступают в качестве связующего звена между Городом и Обществом. Искусство – становится третьим элементом, заполняющим пустоту, проводником, создающим коммуникацию между разорванным пространством города и общества. Возникает многоступенчатый диалог: на языке искусства Город общается со своими людьми, а люди (художники и зрители), в свою очередь, обращаются друг другу. Общим языком для подобной коммуникации становится видеоарт – искусство, говорящее на языке архетипов, символов и знаков, на языке семантических универсалий, понятных каждому. К тому же видеоарт становится решением проблемы, поскольку располагает техническими средствами воздействия, которые сильнее живописи, графики, скульптуры. Пожалуй, по остроте воздействия с видеоискусством может соперничать только сама жизнь.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002