АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Информационные ресурсы ОКН для образования"
Шуваев Юрий Анатольевич
  Москва
  Высшая Московская Школа социальных и экономических наук
  слушатель факультета "Менеджмент в сфере культуры"
  E-mail: mss017025@msses.ru

Механизмы развития культурного туризма

Учитывая, что в последнее время наметилась тенденция возрастания интереса к культурному туризму, туристические фирмы должны больше внимания уделять вопросу сотрудничества с культурными центрами и музеями. К сожалению, это не всегда удается. Музеи в силу объективных и субъективных причин часто не интересны туристам – то, что предлагается в экспозициях и выставках, часто не отвечает современным потребностям и интересам посетителей. Редкому музею удается вписаться в туристский бизнес, это требует гибкого и перспективного мышления, отказа от традиционных форм и поиска новых решений.
Объект туризма включает в себя три основные составляющие – туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие. Турист пользуется комплексом услуг, которые ему предоставляются в определенном месте или регионе. Это место обладает качествами, привлекающими туристов. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства посетитель может выделять в качестве существенных параметров жилье, место, ландшафт и экскурсии. Чтобы регион мог успешно конкурировать на рынке туризма, он должен обеспечить взаимодействие отраслей (гостиниц, транспортных средств, предприятий торговли), их рынков и населения.

Выявление основной темы.
Для успешного продвижения какой-либо территории на рынок туризма необходимо выделить основную тему, которая способна придать эксклюзивный характер проектируемому продукту.
Примером может служить опыт интерпретации названия бывшего уездного города Крапивна и проектирование на этой основе объектов туристского показа.

Нанизывание дополнительных тем
Тема крапивы оказалась очень плодотворной и разнообразной, но не исчерпала потенциал местности. Главной темой остается личность Л.Н.Толстого, который был связан с Крапивной и может служить основным потенциалом привлечения туристов ввиду непосредственной близости к Ясной Поляне и тесному сотрудничеству с музеем-заповедником. Например, старинный город может стать местом «обыгрывания» бытовых сцен и сюжетов романа «Война и мир».
История старинного города – еще один мощный ресурс территории. Он позволяет обратится к периоду русского средневековья, поскольку его возникновение непосредственно связано с формированием оборонительной засечной линии. В городе можно проследить следы процессов городского развития в XVIII веке.

Центральное место музея
Какие бы туристские объекты не проектировались и не создавались, среди них центральное место занимают музейные формы. Музей позволяет институциализировать и закрепить практически любую культурно-историческую среду.

Освоение музеем социального пространства
При этом музей не должен замыкаться в узко профильной деятельности. Он должен осваивать окружающую его среду, влиять на нее. Ярким примером может служить музей-заповедник «Ясная Поляна».

Музейный холдинг
Музей может развиваться по принципу государственного холдинга, образец которого сейчас демонстрирует «Ясная Поляна». Но могут быть и другие пути: туристский консорциум, объединение участников туристской деятельности по сетевому принципу им др., которые рассматриваются в одной из работ автора.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002