АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Информационные ресурсы ОКН для образования"
Кастосов Игорь Владимирович
  Н.Новгород
  Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
  Директор центра информационных ресурсов ННГУ
  Тел.: (8312) 65-84-61
  Факс: (8312) 19-47-67
  E-mail: kastosov@unn.ac.ru

Обучение технологиям Интернет студентов и специалистов сферы культуры:
концепция курса, включенность специалистов в реализацию информационных проектов, применение средств удаленного доступа для создания информационных ресурсов, элементы дистанционного обучения

Центр информационных ресурсов (ЦИР) ННГУ был инициатором ряда
региональных Интернет-проектов различной направленности (культура, бизнес, высшее и среднее образование), включая в каждый из них компоненту обучениятехнологиям Интернет (как профильную для университета деятельность).

Найдя инициативного партнера в лице общественной организации
"Нижегородский центр поддержки и развития музеев" (НМЦ), ЦИР включился в деятельность по интернетизации (информатизации) сферы культуры, а к 2000 году эта деятельность стала основной деятельностью центра.

С 1996 года ЦИР проводятся учебно-практические семинары по применению
технологий Интернет для гуманитарных специалистов [1, 2], на которых
красной нитью проходит идея применения получаемых знаний в проектах по
партнерскому созданию профильных Интернет-ресурсов.

С 1999 года на историческом факультете ННГУ организована специализация
"музеология", в 2002 году создана кафедра музеологии, на базе которой
центром ведется специализация "информационные технологии в сфере культуры" для студентов и проводятся семинары и обучающие курсы для специалистов музеев и других организаций культуры. Общая программа системы учебных курсов [3] "Информационные технологии в деятельности музея" включает как освоение технологий Интернет, так и обучение другим компьютерных технологиям (базы данных, системы автоматизации деятельности музеев, ГИС, полиграфия и создание информационных продуктов гуманитарного профиля) с целью реального их внедрения в профессиональную деятельность обучаемых:

Блок А. Введение в компьютерные технологии
1. Общие сведения о компьютерах
1.1. Устройство компьютера
1.2. Файловая система компьютера
1.3. Операционные системы: DOS, Windows, UNIX
1.4. Прикладные информационные системы
2. Офисные компьютерные технологии
2.1. Текстовые редакторы. Word. Подготовка документов к печати.
2.2. Графические редакторы. Photoshop. Сканирование документов.
2.3. Подготовка презентаций. PowerPoint.
2.4. Офисные приложения. Excel. Access. Работа с мульти-медиа.

Блок Б. Введение в технологии Интернет
1. Организация, структура и функционирование Интернет
1.1. Общий обзор сервисов Интернет.
1.2. Web-технологии. Поисковики и каталоги Интернет.
1.3. Электронная почта.
1.4. Списки рассылки и телеконференции.
1.5. Интерактивные средства общения. Chat. IRC. ICQ.
2. Принципы создания Web-страниц
2.1. Простое создание Web-страниц.
2.2. Основы Web-дизайна. Элементы машинной графики.
2.3. Размещение и сопровождение Web-серверов.
2.4. Общий обзор интерактивных средств Web.
3. Применение технологий Интернет
3.1. Коммутированное и выделенное подключение к Интернет
3.2. Реклама и электронная коммерция в Интернет
3.3. Информационные основы дистанционного обучения
3.4. Перспективные направления развития Интернет

Блок В. Информатизация сферы культуры: проблемы и решения
1. Интернет для гуманитариев
2. Информационно-новостные гуманитарные ресурсы
3. Ресурсы культурного туризма: применение и создание
4. Ресурсы сетей культурного наследия: применение и создание
5. Web-дизайн и создание компакт-дисков в сфере культуры
6. Информационные технологии в полиграфии
7. Геоинформационные системы в сфере культуры, кадастры
охраняемых памятников и ландшафтов

Блок Д. Информационные технологии в музейной деятельности
1. Виртуальная музейная сеть.
2. Музейные библиотеки (библиотеки по искусству).
3. Музейные информационные системы. КАМИС. АС Музей-2.
4. Создание и правовая защита музейный изображений. Проект РУМИР.
5. Структура и принципы создания сайтов музеев.
6. Практика создания музейных компакт-дисков.
7. Специализированные системы для этнографии.
8. Принципы обработки и распознавания архивных документов.
9. ИС для хранения и обработки фото, аудио и видео документов.
10. Информационное обеспечение научно-технических музеев

Блок Е. Комплексная информатизация деятельности музея
1. Организация сектора инфоматизации в учреждении культуры
2. Цели, задачи и последовательность внедрения ИТ
3. Организация обучения сотрудников


Вовлечение гуманитарных специалистов в процесс создания [4, 5, 6, 7]
Интернет-ресурсов, привело в настоящий момент к необходимости создания
централизированных систем (у большинства партнеров нет возможности
технической поддержки своих распределенных сегментов) с обеспечением
широкого спектра интерактивных возможностей и средств удаленного доступа для создания и актуализации авторских ресурсов.

Это привело к возможности замыкания технологической цепочки создания
и поддержки ресурсов через сопровождение процесса освоения разработанных систем и применения их новых функций и возможностей средствами дистанционного обучения [8, 9].

В конце 2001 года Департамент культуры пригласил Нижегородский
музейный центр к разработке "Региональной программы развития музейного дела на территории Нижегородской области на 2002-2006 г.г." в качестве основного разработчика. В условиях скудного финансирования культуры в программе были выбраны 2 стратегических направления, реализация которых позволит сделать эту программу действительно программой РАЗВИТИЯ (а не просто документом, фиксирующим традиционную деятельность музеев). Это - ИНФОРМАТИЗАЦИЯ и ОБУЧЕНИЕ специалистов. А это означает, что обучение технологиям Интернет по необходимости будет находиться в центре реализации данной программы, для чего готовятся все необходимые предпосылки (телекоммуникационная инфраструктура, класс открытого доступа для гуманитариев, дополнительные бюджетные и внебюджетные места для повышения квалификации специалистов или
получения второго высшего образования) и ожидаются результаты как в области внедрения информационных технологий в деятельность организаций культуры, так и вывод на новый уровень чисто профессиональных позиций (через фандрайзинг, новый уровень технического оснащения деятельности, овладения современными технологиями менеджмента, партнерства и т.д.).

В ходе компьютерной демонстрации будет представлена и пояснена
программа системы курсов, представлены Интернет-проекты [4-9], упомянутые в ссылках, проанализированы успехи, неудачи, тенденции и перспективы развития представляемой деятельности.

Сноски:
 
1. Кастосов И.В. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ
INTERNET-ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ВСЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ И НИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА.// Всероссийская научно- методическая конференция "Телематика''97": тез.докл., Санкт-Петербург, РНЦ компьютерных сетей ВШ, 1997, 3с.

2. И.В.Кастосов. Обучение гуманитариев технологиям Интернет: концепция,
цели и задачи лекционного курса; сетевые учебные проекты; опыт обучения; привлечение партнеров. // Материалы Всероссийской научно-методической конференции "Естественно-научное образование гуманитариев в контексте развития культуры XXI века", Нижний Новгород, ННГУ, 1999, 2с.

3. И.В.Кастосов. Программа курса "Информационные технологии в деятельности музея" для студентов-музеологов и специалистов музеев в Нижегородском государственном университете.// Труды Международной научной конференции "Электронные изображения и визуальные искусства EVA''2001", М: ГТГ, 2001, 2c.

4. И.В.Кастосов, А.В.Нагичев, М.А.Амелин. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО
WEB-САЙТА ПО ИСТОРИИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА И НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.// Всероссийская научно-методическая конференция "Телематика''99": тез.докл., Санкт-Петербург, РНЦ компьютерных сетей ВШ, 1999, 2с.

5. Т.И.Ковалева, И.В.Кастосов. "МУЗЕИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА И
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ИНТЕРНЕТ": СТРУКТУРА ПРОЕКТА, КОНЦЕПЦИЯ
САЙТА, РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПОЛНЕНИЕ, УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.// Материалы Всероссийской научно-технической конференции "Интернет, общество, личность (ИОЛ-99)", Санкт-Петербург, 1999, 2с.

6. И.В.Кастосов, В.В.Бровина, М.В.Сучкова, И.Г.Назина, М.В.Мишанова.
Партнерство музейных библиотек Нижегородской области: концепция, структура и задачи регионального проекта.// Тезисы докладов Международной конференции "Библиотечное дело-2001", М: МГУКИ, 2001, 2с.

7. И.В.Кастосов. Информационное обеспечение культурного туризма.// Сборник "Музей будущего: информационный менеджмент". Сост. А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001, 12с.

8. М.Н.АМЕЛИН, И.В.КАСТОСОВ. ТЕХНОЛОГИИ, СТАНДАРТЫ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БАЗ ДАННЫХ НИЖЕГОРОДСКОГО СЕГМЕНТА СЕТИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ.// Труды Всероссийской научной конференции "Научный сервис
в сети Интернет", М: Изд-во МГУ, 2001, 2с.

9. И.В.Кастосов. От интегрированной информационной системы "Этнография
Нижегородской области" к межрегиональному Интернет-порталу "Этнография
народов Приволжья".// Труды Международной научной конференции "Электронные изображения и визуальные искусства EVA''2001", М: ГТГ, 2001, 7c.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002