АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Технологии формирования изображений"
Ладанов Сергей Васильевич
  Некоммерческая организация "Мир голографии"
  Президент
  Тел.: (8462) 32-37-55
  Факс: (8462) 32-21-02
  E-mail: howo@rambler.ru

Голография как технология формирования изображений. Возможности их применения в экспозиционной деятельности.

По прошествии некоторого времени после возникновения изобразительной голографии, после периода эйфории, вызванного освоением новых возможностей, необходимо спокойно осмыслить роль этой технологии в ряду иных изобразительных технологий, ее специфические особенности и недостатки и, наконец, возможности на основе этой технологии нового вида изобразительного искусства. Так как объективно голография ближе всего к фотографии, рассмотрим более подробно отличия голографического и фотографического изображений:

В фотографии регистрируется лишь двумерная проекция изображения объекта на плоскости фотоснимка. Поэтому, под каким углом мы ни рассматривали бы фотографию, мы не видим новых ракурсов. Не можем увидеть также предметы, расположенные на заднем плане и скрытые стоящими перед предметом. Перспектива на фотографии видна лишь по изменению относительных размеров предметов и четкости их изображения. Итак, фотография, на первый взгляд являющаяся объективным способом регистрации изображений, при детальном рассмотрении дает весьма субъективную информацию, рассчитанную на восприятие человеческим глазом. Недостатки фотографии в полной мере компенсируются принципиально новым методом регистрации изображений, получившим название голография.

Голограмма формирует реальное объемное изображение, в отличие от фотографии и даже от таких подделок под объемность, как стереограммы. Реальность состоит в том, что голограмму можно наблюдать с разных точек, наблюдая части объекта или сцены, которые были скрыты при наблюдении с другой точки зрения. В этом смысле голографическое изображение ведет себя полностью как реальный объект.

Динамический диапазон яркостей на голограмме на несколько порядков выше, чем на фотографии. На фотографии (как, кстати, и в живописи) максимальная яркость - это просто яркость незакрашенного листа бумаги (или яркость белил). На голографическом изображении такого ограничения нет, так как яркие места формируются за счет света, приходящего со всей поверхности голограммы. Если на бумажном изображении яркость формируется вычитанием из максимальной яркости, то на голограмме - перенаправлением света из темных участков на светлые. Именно этим объясняется удивительная реальность передачи прозрачных предметов, стекла, водяных капель, то есть тех объектов, которые в действительности имеют очень большой динамический диапазон яркости. То, что художникам и фотографам дается с большим трудом, за счет специальных приемов, голограмма отображает автоматически предельно точно. Современные голограммы наблюдают при освещении обычными источниками света и полноценная объемность в комбинации с высокой точностью передачи фактуры поверхностей обеспечивает полный эффект присутствия.

Голография в точности передает фактуру поверхности объекта. При любом фотографическим или полиграфическом исполнении изображения невозможно полностью исключить влияние фактуры самого материала или красящего слоя. Даже при качественной офсетной печати присутствует структура поверхности, определяемая технологией, кроме того, из-за наличия зеркального отражения на изображении могут формироваться блики или она окрашивается цветом ближайших предметов. Голографическое изображение в принципе не имеет материального носителя, так как формируется в свободном пространстве. Это определяет до удивления точную передачу фактуры поверхности любого материала.

Голограммы незаменимы при изготовлении высококачественных репродукций произведений скульптуры, музейных экспонатов, источников из фондов редких книг библиотек. Ни одно государство в мире не может решить проблему сохранения книжной культуры только бюджетными средствами. Тем более у нас, в России, где количество редких книг, требующих реставрации значительно. Идея организации "Московской Книги Раритет" возникла из желания и необходимости привлечь внимание общества, власти и средств массовой информации к проблеме сохранения книжных памятников. На базе этой организации предполагается создание учебного музея истории книги с применением и использованием голографии и новейших электронных технологий. Такого музея нет нигде в мире. Музей позволит иметь в России голограммы самых уникальных экспонатов книг и оборудования из всех музеев Мира.

Голографическое изображение обладает удивительной реалистичностью и зачастую неотличимо от реального объекта. На голограммах очень хорошо смотрятся рельефные вещи. Очень хорошо передается фактура всех фрагментов таких экспонатов, как иконы. К вопросу о динамическом диапазоне голограммы и фотографии. Фотография, к сожалению, не хочет иллюстрировать высокую яркость блестящих зон металлической статуэтки.

На реальной голограмме этот блеск очень яркий. Но что интересно - при рассмотрении этой фотографии возникает полное впечатление, что на ней снят реальный металлический объект, а не его световая иллюзия.

1. Полнота записи информации. На носителе в принципе записывается вся информация о пространственной структуре объекта, его спектральных (цветовых) свойствах и о временной динамике изменения объекта. Таким образом, голограмма позволяет теоретически записать всю информацию, которой пользуется зрительный анализатор человека для ориентации в окружающей среде.

2. Распределенность записи. Каждая малая часть голограммы содержит информацию о комплексе пространственно - цветовых параметров всего объекта. При этом, чем большая часть голограммы используется для реконструкции объекта, тем точнее (детальнее) он восстанавливается. Следовательно, каждый малый кусочек голограммы содержит нечеткое представление обо всем объекте в целом.

4. Эквивалентность голограммы и объекта. Согласно современному естествознанию объекты проявляются в мире через их взаимодействие в виде различных полей. Если воспроизвести в динамике весь комплекс полей, рассеянных объектом, то для стороннего наблюдателя возникший образ будет неотличим от самого объекта, то есть возникает как бы материальная копия объекта. Это копия будет тем более точна, чем полнее записывается и используется при воспроизведении голограммы весь объем рассеянного объектом излучения. Принцип, что голограмма в пределе эквивалентна или является материальной копией объекта, был сформулирован в первых работах Ю.Н. Денисюка [1963 г.].

Совместное рассмотрение распределенности записи и эквивалентности приводит к хорошо известной метафоре: "в капле воды содержится весь океан".

К настоящему времени сформировались следующие направления применений изобразительной голографии:

Музейно-выставочная голография. Голограммы уникальных объектов, многие из которых находятся в запасниках, могут экспонироваться на передвижных выставках, в музеях, продаваться в специальных салонах. Ведь ни для кого не является секретом, что музейные экспозиционные площади позволяют экспонировать лишь очень небольшую часть музейных предметов. Возможно создание музейных обменных фондов, голографических каталогов с объемными изображениями музейных объектов записи. (Показ голограммы старинной книги)

Голографические эстампы. Изготавливаются отражательные голограммы различной тематики, которые обрамлены декоративными рамками. Размеры - обычно от 9х12 см до 30х40 см. Голограммы обладают достаточной яркостью, чтобы изображение восстанавливалось при использовании бытовых светильников - настольные лампы, удаленная люстра, бра и т.п. Такие голографические эстампы служат предметами интерьера, могут располагаться на стенах, мебели, служить оригинальными декоративными вставками.

Голографические сувениры. К ним относятся голографические значки, брелки, кулоны.

Возможность демонстрировать на выставках подобного рода голографические изображения музейных предметов решает вопросы:
1. Знакомит посетителей с голографией как достижением науки и областями ее применения.
2. Открывает доступ посетителей к уникальным экспонатам, хранящимся в фондах музеев в виду их большой ценности.
3. Позволяет экспонировать музейные раритеты как в музейных залах, так и на передвижных выставках, без риска порчи или утраты самих предметов.
4. Дает возможность большому количеству жителей регионов России, не покидая своего города (что в наше время весьма актуально), познакомиться с шедеврами мирового искусства.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002