АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "КАМИС-клуб"
Правдина Мария Борисовна
  Санкт-Петербург
  Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
  зав. сектором учета и хранения
  Тел.: (812)272-5758
  Факс: (812)272-2034
  E-mail: masha@anna-museum.spb.su

Приобретенная зависимость: Влияние информационных технологий на систему музейной учетно-хранительской документации

Взаимоотношения могут развиваться по нескольким направлениям в зависимости от того, имеет ли музей подробно разработанную внутримузейную инструкцию по учету и хранению, в которой описана вся последовательность технологических цепочек документооборота и представлены формы документов, а также имеется ли у сотрудников опыт работы с базами данных.

1. Есть и опыт и инструкции.
2. Опыта нет, инструкции не разработаны.
3. Опыт есть, есть традиции оформления документов, но инструкций нет.
4. Опыта нет, инструкции есть.

В первом случае разработчикам предоставляются идеальные условия для внедрения. Как показывает опыт, такие ситуации складываются в тех музеях, где долгое время стояла предыдущая версия КАМИС. Работа с системой позволила сотрудникам музея набраться опыта, проникнуть в логику системы, иногда даже получать удовольствие от «обманывания» системы. В результате длительной работы появляется ясность и четкость, желаемая логическая упорядоченность в системе музейной учетно-хранительской документации в музее, отражаемая, как правило, в новой внутримузейной инструкции (технологические цепочки документов, разделение прав и обязанностей сотрудников отдела учета и хранителей при работе с БД, выработка единых внутримузейных стандартов описания музейных предметов).

Все оставшиеся случаи требуют особого рассмотрения. Разработчиков системы посетила замечательная идея: пригласить к внедрению музейщиков, уже освоивших систему и способных помочь коллегам в разрешении их проблем. Тем самым они убили нескольких «зайцев»: снимается психологический барьер между учителем и учеником, пока музейщики обучают друг друга, программистам остается время для настройки системы в соответствии со спецификой музея, появляется возможность все замечания, возникающие в процессе диалога двух специалистов-музееведов быстро разрешать программными средствами на месте.

В процессе обучения обе стороны обсуждают проблемы насущной музейной жизни, обмениваются профессиональным опытом, причем общение обогащает обе стороны. Те, кто осваивают систему, получают замечательный инструмент для облегчения своей рутинной работы и реализации ранее казавшихся невозможными творческих планов. В частности, в нашем музее благодаря БД выпущен уже не один электронный каталог, а в настоящее время сдан в печать альбом произведений фонда графики. Вся подготовительная работа по подбору произведений, выработке единообразных описаний, биографий авторов и изображенных лиц, подключению изображений была осуществлена в процессе учетно-хранительской работы в КАМИС (научное описание произведений при переинвентаризации фонда, оцифровка коллекций, печать научных паспортов). Обучающий музейщик знакомится с неизвестной ему музейной традицией, сам набирается нового опыта, создается новый профессиональный круг общения, в который вовлекается зачастую не только отдельные специалисты музеев, но и музеи в целом, возникают единые общемузейные проекты. Так, в результате общения с коллегами из Рыбинского музея и благодаря их консультациям, нами был приобретен цветной лазерный принтер, который используется для печати малотиражной музейной продукции, наш хранитель книжного фонда вступил с их хранителем в научную переписку по проблемам описания фонда редкой книги, а выставочные отделы музеев готовят совместную выставку, посвященную культуре русской усадьбе. Иногда дискуссии уходят далеко от проблем информатизации: каковы обязанности сотрудников отдела учета и хранителей, как брошюровать, нумеровать и опечатывать книги поступлений, чем отличается «материально-ответственное хранение» от «ответственного», как трактовать положения федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» и т.п.

Благодаря опыту внедрения информационной системы в музее и расширению профессионального кругозора появляются знания и навыки, которые можно использовать при обучении будущих музееведов основам научно-фондовой работы в рамках изучения комплексной автоматизированной музейной информационной системы, таким образом подготавливая себе достойную смену.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002