АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Этнографические инициативы в Рунете"
Герасименко Елена Евгеньевна
  Санкт-Петербург
  Российский Этнографический музей
  Ученый секретарь
  Тел.: (812) 313-43-53
  E-mail: ger@rem.nw.ru

Опыт использования системы дистанционного обучения для проведения тренингов для музейных работников по учебной программе "Профессиональная работа с базой данных "Этнографическая деятельность музеев России"

На базе Междисциплинарного центра Санкт-Петербургского государственного университета (http://www.icape.ru) начиная с 1997/99 г. в сотрудничестве с Российским Этнографическим музеем и Кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ ведется работа по созданию информационной системы "Этнография народов России" (http://www.ethnos.nw.ru). Эта система включает в себя электронную библиотеку "Народы России" и информационно-поисковую систему по этнографической деятельности российских музеев. Эта информационная система реализуется в результате интеграции информационных ресурсов, создаваемых в рамках целого блока проектов, имеющих единую технологическую составляющую.

Запущенная в эксплуатацию в 1999 г. интерактивная система баз данных "Этнографическая деятельность музеев России" показала свою полезность не только для специалистов (Этнографов и музееведов), но и для широкой аудитории русскоязычного Интернета. К настоящему времени поисковыми возможностями веб-интерфейса этого ресурса воспользовалось более 2 тысяч пользователей Интернета из 25 стран мира, которые просмотрели более 30 тысяч записей о коллекциях музеев. В первоначальном варианте в базу данных собиралась информация только о крупных краеведческих и этнографических музеях, количество которых не превышает 120. При этом в стороне от этой деятельности оставались сотни небольших музеев, коллекции которых не менее интересны для специалистов. Однако сбор подобной информации и занесение ее в базу данных для представления через Интернет в рамках одного небольшого коллектива обеспечить практически невозможно.

Поэтому разработчиками системы была сформулирована задача рассредоточения работ по выполнению сводной базы данных в регионы. Идеи интеграции музейной информации на основе сопровождения коллективно пополняемых баз данных встречают поддержку в регионах, активно использующих новые информационные технологии при представлении культурного наследия. Ряд профильных региональных музеев и информационных центров выразили желание принять участие в коллективном сопровождении сводной базы данных и взять на себя работу с местными музеями в своем регионе. Первым региональным партнером стал Центр информационных ресурсов Нижегородского госуниверситета, который совместно с РОО "Нижегородский музейный центр" с 2000 г. подключился к работе по коллективному сопровождению базы данных "Этнографическая деятельность музеев России". Работы по созданию программно-технологического комплекса, обеспечивающего интеграцию межрегиональных научных ресурсов, реализуются в рамках проектов РФФИ и РГНФ.

Первые результаты деятельности по этим проектам показали, что профессиональное заполнение и использование базы данных требует определенной подготовки в области этнографического музееведения и компьютерных технологий. В целях помощи региональным партнерам в рамках проекта, поддержанного грантом "Прожект Хармони", был подготовлен курс дистанционного тренинга "Профессиональная работа с "Базой данных "Этнографическая деятельность музеев России"". Основная цель курса - научить представлять сведения об этнографической деятельности своего музея в структурированном виде, вносить эти сведения в базу данных и использовать информацию базы данных в своей профессиональной деятельности. В сотрудничестве с Центром информационных ресурсов Нижегородского госуниверситета и Нижегородским музейным центром в июне 2001 года в Нижнем Новгороде были проведены семинары и тренинги для музейных работников по работе с базой данных и системой. В качестве преподавателей и тренеров были задействованы специалисты Российского Этнографического музея, Санкт-Петербургского и Нижегородского университетов. В работе семинаров и тренингов приняло участие свыше 40 музейных работников.

Опыт выполнения вышеупомянутого локального проекта позволяет сделать следующие выводы и сформулировать некоторые рекомендации:

1. Идея встраивания дистанционного обучения и консультирования в информационную систему "Этнография народов России" доказала свою жизнеспособность и актуальность для специфической целевой аудитории - музейных работников, желающих участвовать в работах по сопровождению коллективных баз данных.

2. Результатом тренинга стало не только освоение музейными работниками новых учебно-консультационных технологий, но и стимуляция практической работы по вводу информации о своих музеях и имеющихся в них этнографических коллекциях в общероссийскую базу данных.

3. Существенным фактором, обеспечивающим успешный старт подобных региональных проектов, является наличие регионального партнера, обеспечивающего предварительное тестирование слушателей и выравнивание уровня их компьютерных знаний и умений, организацию очных семинаров-тренингов, где участники могут познакомиться с системой дистанционного обучения и выполнить первые тестовые задания.

4. Разработанный модуль, ориентированный на музейных работников, может использоваться в качестве вспомогательного учебного пособия на факультетах гуманитарного профиля.

В настоящее время модуль дистанционного тренинга "Профессиональная работа с базой данных "Этнографическая деятельность музеев России"" дорабатывается с целью его интеграции в систему дистанционного обучения "Интернет-технологии для гуманитариев" (http://www.ithum.nw.ru), создаваемую в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).

В первом разделе раскрываются цели, научно-методические основы создания БД, методика отбора информации о музее для БД. Содержание данного раздела направлено, главным образом, на формирование у обучаемых первичных представлений и навыков по систематизации информации об этнографических коллекциях и формах работы с ними.

Второй раздел знакомит с особенностями процесса ввода данных о своем музее в БД. Результатом освоения материалов данного раздела является знание основных направлений в работе сБД умение пользоваться интерфейсом ввода и редактирования информации по соответствующим разделам

 

 
  © АДИТ, 1997-2002