АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Объекты культурного наследия в Интернет"
Бледнова Наталья Сергеевна
  Кемерово
  Кемеровский областной музей изобразительных искусств
  зав. отделом НИТ
  Тел.: (3842)-36-44-90
  Факс: (3842)-36-45-32
  E-mail: natabl@mail.ru
 
Васютин Сергей Александрович, с.н.с. отдела НИТ Кемеровского областного музея изобразительных искусств

Как создавался сайт "Музеи Кузбасса. Избранное"

Идея создания сайта имеет долгую историю. В 1998 г. в нашем музее был создан отдел информационных технологий. В музейном сообществе давно назрела необходимость создания справочника о музеях области. Эту задачу мы и поставили перед собой в рамках нашего первого проекта, поддержанного ИОО в 2000 г. по программе "Сибирские культурные инициативы". Через полгода справочник "Музеи Кузбасса" увидел свет. Он вышел небольшим тиражом – 150 экз., быстро разошелся среди музейщиков и представителей сферы культуры и образования. Стало понятно, что результаты проделанной нами работы будут доступны весьма ограниченному кругу пользователей. А в этой информации нуждаются многие. К тому же, кроме нашего музея, ни один из музеев Кемеровской области не имел (и не имеет до сих пор) нормального официального представительства в глобальных сетях Интернет, музейный Кузбасс был своеобразным «белым пятном» на культурной карте России. И все это при том, что на территории области есть музеи не просто интересные, а уникальные. Вот тогда и зародилась идея создания электронной версии этого справочника Проекту было присвоено рабочее название "Лучшее из музеев Кузбасса". Целью этого проекта было создание ресурса, который представит в Интернет государственные музеи Кемеровской области с наиболее ценными в историческом и художественном отношении предметами из их фондов.
Мы предполагали, что ресурс будет представлять собой виртуальный музей с "залами", каждый из которых будет посвящен отдельному музею, где можно будет увидеть наиболее ценные предметы. В целом, была задумка и план действий, сказать же, что на этот момент у нас были продуманная концепция и сценарий сайта, нельзя. Большую и – своевременную - помощь в создании концепции сайта оказало наше участие в экспертном семинаре "Стандарты описаний культурного наследия". Опыт работы над справочником показывал, что самым эффективным способом сбора информации является личное присутствие в музее. Съёмка экспонатов производилась на месте с помощью цифровой камеры.

Вот эту возможность лично познакомиться с музейными экспозициями, фондами, традициями музеев и, конечно, директорами и сотрудниками, мы считаем одним из основных результатов, не выраженных ни в каких отчетных документах. Ни отчеты, ни анкеты не способны передать ту атмосферу и те проблемы, которыми живет музей.
Однако, встречи в музеях проходили по-разному. В значительной части музеев к нашему предложению отнеслись очень профессионально. К нашему приезду готовился четкая схема съемок, сопроводительные материалы. Хотя были и другие примеры: руководство некоторых музеев высказало мысль о том, что размещенные в Интернет изображения наиболее ценных предметов коллекции – это находка для жуликов. В процессе работы оказалось, что, на наш взгляд, достаточно простая задача – выбрать 10-15 лучших предметов из фондов музея – заводила многих музейщиков в тупик. Ответы варьировались от "у нас ничего ценного нет" до "у нас все ценное".

Когда была собрана значительная часть материалов, постепенно стала вырисовываться структура будущего сайта. К сожалению, нам пришлось отказаться от первоначального замысла "виртуальных залов", поскольку разнородность представленных предметов, особенно историко-краеведческих музеев, не позволяла составить какую-то цельную экспозиция, а сохранить принцип распределения информации по музеям, было необходимо. По сути дела, это изменило и характер сайта, из запланированной виртуальной выставки он превратился в электронный вариант справочника, содержащий всю необходимую справочную информацию о всех музеях (из в области более 30). По 25 музеям, в которых нам удалось побывать, размещены сведения о коллекциях, фотографии экспозиций, а также наиболее ценные и уникальные экспонаты, хранящиеся в фондах музея (всего около 200).

 

 
  © АДИТ, 1997-2002