АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Информационная политика"
Сергеева Наталья Павловна
  Псков
  Псковский ИРЦ
  Гл. специалист
  E-mail: timina@yandex.ru
 
Бобров А.М., Дукельский В.Ю., Згуровец И.Б., Кощеева Е.Л., Лагутин А.Б., Мишанова М.В., Назипова Г.Р.

Региональная политика АДИТ: работа с территориями, органами власти и организациями областного и муниципального уровней

Постановка вопросов:
Работа началась с серии вопросов, сформулированных региональными представителями АДИТ. Эти вопросы можно условно разделить на три группы:

Кто мы?
Или - что мы АДИТу, что нам АДИТ?
- Для чего АДИТу региональные представительства?
- Зачем нам становится региональными представителями?

Что делать?
Или - какая схема взаимодействия центральных органов АДИТ и его региональных представительств предпочтительнее?
- В каких случаях задачи для региональных представителей формулируют центральные органы АДИТ?
- Когда региональные представители должны сами инициировать действия, расширяющие сферу влияния АДИТ и их собственного влияния в регионе?

С чего начать?
Или - чем дальше заниматься и к чему мы вообще стремимся?
- Каковы возможные стратегии и модели функционирования представительств?
- Какова суть деятельности региональных представителей и каковы ее конкретные формы?
Авторы попытались дать ответы эти вопросы, проанализировав ситуацию в российских регионах.

Анализ ситуации:

Культурная политика
Попробуем посмотреть, какие субъекты формируют культурную политику региона и каково в ней место АДИТ. Из предложенной схемы видно, что субъектов деятельности достаточно много, степень влияния их различна (красным обозначены наиболее, а синим - наименее влиятельные субъекты). Картина складывается довольно хаотичная, и возникает ощущение, что осмысленной культурной политики в регионах просто не существует. Хотелось бы особо подчеркнуть, что АДИТу в этой схеме отведено весьма скромное место. Партнерство поддерживает коммуникации с небольшим участников процесса, что является одновременно и причиной и следствием отсутствия наработанного авторитета АДИТ в регионах.

Отношение к информатизации
Анализ показал достаточно низкий интерес большинства региональных субъектов к развитию информационных технологий в сфере культуры. Развитие современных информационных технологий не относится к числу приоритетных направлений деятельности.

Самоощущения представителей
Зачем становиться региональным представителем? Чрезвычайно важна мотивировка – заинтересованность в завоевании новых сфер влияния, которые впоследствии превращаются в деньги, положение, авторитет.

Ответы на вопросы

КТО МЫ?

Деятельность в регионах должна стать приоритетной для АДИТ. Центр тяжести должен переместится в регионы.
Россия состоит из регионов. И сила организации АДИТ равна силе ее региональных представителей. Как в любой сети, в которой подобно кассе взаимопомощи, есть ровно то, что в нее вложили участники. Именно региональные представители погружены в проблемы своего региона, отчасти формируя его культурную специфику.

Региональные представители должны сами формировать политику АДИТ в регионах. Не существует единого рецепта для всех регионов.
Характерным для большинства регионов оказалась то, что АДИТ воспринимается как некий авторитет из Москвы. Старший брат, который поможет, научит, поддержит. И это несмотря на то, что лидерами в вопросах информатизации культуры, например, музейной деятельности, стали именно регионы (Петрозаводск, Рыбинск, Владимир и др.), что, казалось бы, должно опрокидывать представление вечном приоритете столиц.
Центральные органы АДИТ должны содействовать продвижению региональных представителей, перенаправляя к ним, когда это целесообразно, субъектов культурной деятельности регионов.
В случае необходимости авторитетной поддержки предлагается обращаться не только в Президиум АДИТ, но и в представительства тех регионов, где авторитет АДИТ высок и имеются ощутимые достижения в сфере информатизации культуры.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Операциональная деятельность
- Постоянный информационный обмен: создание общедоступной коммуникативной среды (новости, рассылки, аналитика, различные бюллетени, издания и пр.);
- Организация проведение семинаров в регионе, проведение межрегиональных конференций;
- Экспертные, консалтинговые услуги;
- Создание специализированных БД по проблемам информатизации;
- Обеспечение сопровождения информационной деятельности учреждений культуры.

Сюда входит как налаживание коммуникации (а основная функция АДИТ – коммуникативная), так и решение технологических проблем (программного и аппаратного обеспечения). Одно учреждение культуры не всегда в состоянии оплачивать услуги специалистов, обеспечивающих администрирование баз данных или поддержку технической базы. Такие специалисты могут быть штатными сотрудниками регионального представительства АДИТ и оказывать услуги сразу нескольким учреждениям культуры, что выгодно и для АДИТа и для учреждений.

2. Проектная деятельность
АДИТ в ситуации налаженной коммуникации может инициировать проекты, обеспечивать поддержку и продвижение региональных инициатив, объединять партнеров, участвовать в проектной деятельности других различных структур и организаций.
Приоритетным остается информационное направление, но возможно участие АДИТ и в других проектах, способствующих изменениям в сфере культуры. Строго говоря, АДИТ становится площадкой для региональных инициатив.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

АДИТ не может продолжать свою деятельность, оставаясь в рамках информационных технологий, ему необходимо встраиваться в культурную политику регионов.
Региональные представительства АДИТ без ложной скромности должны заявить о себе в регионе:
- АДИТ – это информационные технологии в культуре.
- АДИТ – это его региональные представители.
Если перед АДИТ хочет стать востребованным в самых различных сферах, необходимо активно взаимодействовать со всеми субъектами, действующими на поле культурной политики. Любое предложение о совместной деятельности должно решать проблемы, как той, так и другой договаривающейся стороны.

В таблице, продемонстрированной на коференции, обозначены точки пересечений интересов или приоритетов АДИТ и региональных субъектов и возможные виды деятельности, связанные с взаимными интересами.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002