АДИТ-2002. Тезисы доклада
Тема: "Информационные ресурсы ОКН для образования"
Селиванова Татьяна Владимировна
  Москва
  Институт художественного образования РАО, Краснопресненская художественная школа (Москва)
  Начальник информационного отдела ИХО РАО
  Тел.: (095) 121-4938
  E-mail: T-Selivanova@mail.ru
 
Селиванов Николай Львович

Проблемы формирования образовательной среды для творческого развития личности и художественного образования на базе информационных и коммуникативных технологий

Картина сегодняшнего мира свидетельствует о том, что практическая задача воспроизводства, хранения, передачи информации в новой технологической форме сегодня решена и необратима. Более того, технологии предлагают избыточные решения и возможности. Также очевидны кризисы во всех структурах, связанных с воспроизводством информации, демонстрирующие неготовность существующих в них интеллектуальных оснований к восприятию техногенных новаций.

Проблемы - от полного неприятия до использования не по назначению - появились и при техногенной виртуализации сфер искусства и образования. Так, например, экспертные институции искусства непоколебимо отстаивают системы ценностей, сформированные вчерашним уровнем общественного сознания. И это понятно, так как дело непосредственно касается существующего рынка искусства. Интернет и медиа культура с обобществлением информационных ресурсов, сменой языковых моделей, появлением новых форм художественной коммуникации для них катастрофичен.

Сегодня становится очевидным, что узкая профессионализация знания приводит к кризису знания как такового. Разрешение проблемы видится в качественно иных методах передачи и освоения знаний.

Такие особенности медиа среды как гиперинформационная насыщенность и возможность индивидуализации образовательных стратегий требуют одновременной реализации двух направлений учебной работы, двух процессов - накопления и воспроизводства.

Процесс формирования информационного контекста, накопления, не может быть отделен по времени от воспроизводства, от созидания.
Процессы должны дополнять и продолжать друг друга с предельно допустимой частотой.

Такая модель организации образовательного процесса, со своей выраженной проектностью, может быть спроецирована на все формы образования, которые направлены на развитие творческой личности.

Собственно, ориентированная на проектирование и со-творчество образовательная модель имеет потенцию для разработки интеллектуальных систем, органично интегрирующих информационные, коммуникативные технологии (ИКТ).

ИКТ позволяют сформировать гибридный сегмент образовательной среды для художественного образования и творческого развития личности.

Опыт художественной культуры и визуального языка, на котором она базируется, позволяет формировать образовательные продукты по целому ряду направлений. Наибольшую актуальность для сегодняшних задач гуманитарного творческого развития личности приобретает необходимость изучения и проектирования новых форм коммуникации.

Никакая деятельность человека не имеет такого опыта и стольких средств для манипуляции с информационными элементами с целью превращения их в объекты коммуникации, как искусство.

Искусство сегодня локализует в своих границах множество старых и новых форм художественной коммуникации. Все они имеют свои особенности, возможности и ограничения.

Более подробно в докладе будут рассмотрены следующие аспекты:

- спектр форм обучения и инновационные проекты в области художественного образования и эстетического развития личности, как контекст для проектирования новых образовательных моделей, основанных на ИКТ (по результатам работы Круглого стола на тему "Новые технологии художественного образования", Москва, ВГБИЛ, отдел литературы по искусству, 28 марта 2002);

- форма организации образовательной модели для органичной интеграции ИКТ в образовательный процесс;

- опыт интерпретации культурного наследия, как основного источника содержания, используемого для создания мультимедийных, образовательных продуктов.

 

 
  © АДИТ, 1997-2002