АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Информационные ресурсы по культуре"
Бушев А. Б.
  Тверь
  Военный Университет ПВО
  доцент кафедры № 20
  Тел.: щ822 320315
  E-mail: Alexandre.Bouchev@tversu.ru

Новые технологии для расширения лингвокультурологической и лингвострановедческой информированности

Увидев приглашение на конференцию, я, не являясь музейным работником, решил написать несколько слов о своем личном опыте в связи с исследовательскими интересами в области культурологии и лингвокультурологии.

Постоянной долгие годы была нехватка современных интересных материалов по столь важному разделу культурололгии, каким является страноведение и лингвострановдение. Это было актуально при методической работе, создании различных экспозиций, докладов.

Проблема решалась за счет привлечения средств периодической печати, ресурсов библиотек. Однако ресурсная база долгое время оставалась весьма скудной. Революция произошла с приходом НИТ, созданием баз данных, сайтов музеев, галерей. Например, на запрос по Черчиллю, выполненный в поисковых системах yahoo и yandex, уходит всего несколько минут. Он результативен – представленными оказываются тысячи страниц документов, фотографий, выдержек из речей, мемориальных обществ и конференций. Вот простой пример работы НИТ в области культурного постижения и сотрудничества. Компактность, возможность выбора, возможность обновления, неограниченность - вот некоторые из достоинств применения НИТ. Вместе с тем в широком обсуждении нуждаются (как собственно при любой информационной просветительской работе) границы и объем представления информации, посильность, качественность, уместность, ряд других проблем максимально эффективного предоставления и получения информации. Они изучаются в современной риторике. Вот почему без знания основ неориторики, контент-анализа не обойтись серьезным создателям сайтов. Появляются работы по содержательному дизайну сайтов.

Большую помощь в предварительной ориентировки среди ресурсов оказывают лингвострановедческие словари. В последние годы вышли из печати новые капитальные билингвальные словари лингвострановедческой тематики (Американа 2000, Томахин 1999, Австралия 1998, Франция 1998, Рум 1999)..

Приведем пример формирования историко-культурной рефлексии лингвострановедческим словарем.. Так, словарь «Американа» предоставляет информацию о Джефферсоне, существенно дополняющую и подкрепляющую имеющееся знание, ведущую к синтезу нового знания: мы узнаем, что Томас Джефферсон был одним из отцов-основателей (founding fathers), составлял Декларацию независимости (Declaration of Independence). Словарь цитирует (параллельно на русском и английском языках, что немаловажно на определенном уровне развития языковой способности) знаменитые слова декларации : « We hold these truths to be self-evident, that all men are created equal, that they are endowed by their Creator with certain unalienable rights, that among these are Life, Liberty and the pursuit of Happiness». В статье имеется и ссылка на статью о так называемой «джефферсоновской демократии» – базисе идей светского республиканизма и буржуазных свобод, нашедших отражение в Билле о правах. Здесь же краткому обсуждению подвергаются некоторые идей джефферсоновской демократии – ограничение власти государства в преимущественно аграрном обществе (limited government, a nation of farmers), естественной аристократии (natural aristocracy).

В дальнейшем лингвокультурологическое знание может обогащаться и из источников ИНТЕРНЕТ. Стоит подчеркнуть важность принципа ориентированности речевой практики и ее преподавания в традиции американской риторики на изучение образцов лучших риторических произведений выдающихся деятелей истории. Так, уже на начальном этапе обучения к материалам стандартных обучающих текстов о Джефферсоне могут быть подключены цитаты из его речевых произведений, позволяющие судить об идейном облике государственного деятеля и его вкладе в речевую историю нации. Простейший запрос поисковой машины ИНТЕРНЕТ представляет необходимые цитаты:
"We hold these truths to be self-evident: that all men are created equal. . . ." Declaration of Independence, July 4, 1776
"it is the great parent of science & of virtue: and that a nation will be great in both, always in proportion as it is free." Thomas Jefferson to Joseph Willard, March 24, 1789

Таким образом, примеры демонстрируют методический принцип расширительного использования источников по страноведению, использование которых позволяет вносить посильный, творческий этап в изучение страноведения, наполняет информацию историко-культурной рефлексией, приближающей к стандарту национального образования, преображает сухие строки учебного текста в частицу историографического процесса.

Сноски:
 
Австралия и Новая Зеландия. Лингвострановедческий словарь. Под рук. В. В. Ощепковой. М., 1998.
2. Американа. Англо-русский лингвострановедческий словарь. Ред. Г.В. Чернов. М., 2000.
3. Рум А. Р. У. Великобритания: Лингвострановедческий словарь. М., 1999.
4. Томахин Г. Д. США. Лингвострановедческий словарь. М, 1999.
5. Франция. Лингвострановедческий словарь. Ред. Л. Г. Веденина.М., 1999.
Hirsch E. D., Kett J. F., Trefil J. The Dictionary of Cultural Literacy: What Every American Need to know . Boston, 1988.

 

 
  © АДИТ, 1997-2003