АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Новые управленческие технологии в сфере культуры"
Кощеева Елена Львовна
  Санкт-Петербург
  ОАО Альт-Софт
  Директор по разработкам в сфере культуры
  Тел.: (812) 274-35-22
  Факс: (812) 274-32-18
  E-mail: heleko@mail.ru
 
Лошак Юрий Маркович

От информационных технологий к информационному менеджменту

Многие музеи начинали свой информационный путь с чистой ИНФОРМАТИЗАЦИИ, т.е. с создания баз данных, призванных накапливать информацию об экспонатах. Цели кампании по началу были весьма туманны. «Вот все введем, а там посмотрим». В результате получилось отдельно стоящее чудо, именуемое «Музейной базой данных» которое было приятно показать коллегам, но не понятно, как утилитарно применить. Базу заводили сотрудники информационных отделов, лаборанты, а иногда и хранители, многие из которых воспринимали это, как тяжкую барщину (если конечно им за это не доплачивали).

Очень скоро появился и второй путь - «АВТОМАТИЗАЦИЯ». Основу его составляли более и менее удобно устроенные системы, обеспечивающие оформление документов, связанных с приемом и движением экспонатов. Такой способ оформления документов оказался более эффективным, чем работа в текстовом редакторе, (правды ради надо сказать, что процесс этот начинался в далекие до «WORDовские” времена) и в музеях прижился. За компьютеры уселись сотрудники отдела учета и хранители.
Информационные технологии по началу были робкими и неопытными, и стремились подстроиться под старших - привычные учетные схемы музея, повторяя за ними каждый шаг.

Когда в музеях накопились солидные базы данных, появилось законное желание в них что-нибудь поискать. Хорошо «учетчикам», они в основном отбирают экспонаты по номерам. А что делать научным сотрудникам - набор учетных атрибутов оказался бедноват для исследовательской работы. Вокруг экспонатов стали появляться различные классификаторы, рубрикаторы, персоналии и т.д. Постепенно учетные базы данных преобразовались в нечто большое, информация о предметах оказалась погруженной в исторический и научо-исследовательский контекст. Музейному предмету, главному герою базы данных, даже пришлось чуть-чуть потеснится – сведения о персоналиях, например, для ряда исследователей оказались не меняя значимыми, чем сведения об экспонатах (хотя она, бедняжка- персоналия, и не имеет номера по КП). Такая базы данных способна заинтересовать весьма широкий круг музейный народа, в ее орбиту оказываются вовлеченными сотрудники экспозиционно-выставочных, научных, издательских подразделений.

По мере возмужания Информационных технологий видоизменился и процесс их взаимодействия с устоявшимися традициями в деле музейного учета. Гибкость и новые возможности, которых не было в «докомпьютерные» времена, привели к тому, что в ряде музеев сама схема учетных операций частично видоизменялась (не нарушая, конечно же, музейной инструкции). Информационные технологии стали неотъемлемой частью всей технологии ведения музейного учета.

Совершенствование технологической составляющей и рост баз данных «в ширь и в глубь» способствуют «захвату» информационными технологиями все новых сфер музейного хозяйства. При этом наблюдается как видоизменение старых, привычных форм деятельности, так и нарождением новых, обусловленных самим наличием современных технологий. Это представление коллекции музея в ИНТЕРНЕТ, сбор корпоративных ресурсов, создание на основе имеющей базы данных систем для посетителей.

Круг сотрудников, приобщенных к новым технологиями растет, начинался он с лаборанта да сотрудника информационного отдела, а теперь включает в себя практических всех, кто так или иначе работает с информацией о музейных предметах. (отдел кадров и службу вневедомственной охраны пока вовлечь не удалось). Пользователями информационных технологий становятся не только сотрудники музея. ИНТЕРНЕТ, корпоративные базы данных, системы для посетителей расширяют этот круг до бесконечности.

Вышеприведенный текст во многом обращен прошлое, хотя в докладе речь в основном пойдет о настоящем и будущем. Поэтому, прошу считать эти тезисы некоторым вступлением к докладу.

 

 
  © АДИТ, 1997-2003