АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Новые управленческие технологии в сфере культуры"
Шуваев Юрий Анатольевич
  Пермь
  ОФ "Пермский смотритель"
  Тел.: (3422) 34-91-34
  E-mail: yurash@kama.ru

Музей в туризме: рассредоточенный музей

С точки зрения туризма не правильно сосредоточение всех музейных экспозиций в одном месте, под одной крышей. Возникает содержательная перегрузка, смысловая невнятность, теряется главная идея музея. Намного целесообразнее, чтобы каждый тематический раздел музея превратился в самостоятельное творческое подразделение, обладающее своей инфраструктурой, ориентированной на определенного посетителя. Предпочтительно, чтобы эти подразделения были рассредоточены по туристской территории (города, района и т.д.), являясь опорными объектами культурного туризма.

Головной музей должен стать управляющим подразделением, где находиться администрация, вспомогательные и хозяйственные службы. Это музейное агентство и держатель местной туристской марки. Это информационный центр, от которого прокладываются туристские маршруты, организованные и самодеятельные, но выстраиваемые на основе полученной информации и подкрепленной билетами, абонементами с гибкой системой скидок. Этот центр осуществляет маркетинг, PR, рекламу, отвечает за развитие инфраструктуры.

Маршруты между объектами показа могут строиться гибко и в зависимости от определенного маршрута может возникать иная смысловая нагрузка. Малые музейные объекты при творческой самостоятельности могут больше внимания уделять выразительности, интерактивности своих выставок и экспозиций. На эту схему чудесно садятся и все другие дестинации и рекреационные зоны: заповедники, парки, курорты и др., где малый музей становиться структурным ядром культурной и туристской территории.

Давно известно, что турист тратит деньги пропорционально сроку своего путешествия. Все участники туристской индустрии заинтересованы, чтобы посетитель больше времени провел на данной территории и помимо посещения музеев и объектов показа жил в гостинице, питался в кафе и ресторане, покупал сувениры, тратил деньги на свой досуг. И получится так, что вместо разового посещения одного музея турист, двигаясь изо дня в день по прочерченному маршруту, от одного музея или объекта показа к другому, проведет на туристской территории не один, а несколько дней, уедет с ощущением что что-то интересное не увидел, пропустил и захочет вернуться снова.

Эффективность музея измеряется не в количестве посетителей, а в количестве времени проведенном посетителем в музее. Предстоит еще затвердить идею эффективности музея и, в первую очередь, самим музейщикам, заставить их по другому мыслить. Для этого их стоит поместить в новые условия деятельности и подобная модель музея может тому содействовать. Развивая потенциал туристского объекта они становятся не только музейщиками, но и маркетологами, проектировщиками, культурными предпринимателями, сценаристами, актерами.

 

 
  © АДИТ, 1997-2003