АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Информационные ресурсы по культуре"
Шлиенкова Елена Викторовна
  Тольятти
  Тольяттинский государственный институт сервиса
  доцент, к.ф.н.
  Тел.: 8 9272 165750
  Факс: (8482) 487217
  E-mail: shlie@mail.ru
 
Ратнер Анна Иосифовна
Самара, Самарский областной историко - краеведческий музей им. П. В. Алабина,
зав. отделом фондов
тел.: (8462) 33-24-81
e-mail: petrova@museum.samara.ru

"Семь чудес света по – самарски" - виртуальная навигация

В 2002 году готовясь к проведению акции "Туризм + культура" возникла идея создания новой презентационной обзорной экскурсии "Семь чудес света по – самарски". Но реально воплотить в жизнь задуманное представилось только недавно. Так как проект носит когнитивно-образовательный характер, то и партнером в его разработке стало образовательное учреждение – Тольяттинский государственный институт сервис, кафедра "Дизайн", где в последнее время активно внедряются в учебную практику мультимедийные презентации научно-исследовательских работ в рамках теоретических курсов по истории визуальных коммуникаций и истории дизайна.

Над выбором этих семи чудес из всего многообразия экспонатов Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина работала творческая группа, в которую вошли заведующие всеми отделами музея во главе с директором и заместителями. Критериями отбора была значимость и аттрактивность предметов, как в областном, так и в мировом масштабе.

Древние рукописи донесли до нас рассказ о семи чудесах света, но совершенно ничего не упомянули о чудесах самарской земли, где Волга делает странный изгиб, напоминающий по форме магнит, который притягивал, притягивает и будет притягивать все самое лучшее, интересное и загадочное.

Чудо первое – бронзовый котел. На нашей земле оставили свой след сарматы, савроматы, гунны, хазары, половцы. Побывали здесь и таинственные племена древних индоариев, свидетельство тому, самый большой в мире бронзовый котел, возраст которого исчисляется четырьмя тысячелетиями. Великолепное качество обработки и эстетическое совершенство котла свидетельствует о высокой степени развития этих племен.

Чудо второе – волжские агаты. Традиционно считалось, что только Урал является кладовой самоцветных камней, но уже в 18 веке здесь, на волжских берегах были найдены агаты удивительной красоты. Изделия из них отправлялись ко двору Екатерины II.

Агаты известны еще со времен Древней Греции. "Агатос" по гречески – полезный, счастливый. Но только наши волжские агаты обладают неповторимой гаммой сине – голубого цвета, как будто сумели вобрать в себя всю красоту Волги. Во многих из них отразилась неповторимость волжских пейзажей. Вы можете найти на берегу, но помните, агаты открываются только людям с чистой совестью и светлыми помыслами.

Третье чудо ихтиозавр – водный ящер, динозавр. В отличие от Америки и Китая, где до сих пор находятся останки динозавров и зубы метровой длины, России с этими "ужасными ящерами", так переводится это слово, не везло. Наверное, потому, что в это время здесь плескались волны мирового океана. Но в 1996 году именно у нас был найден скелет единственного в мире динозавра. Эти четырехметровые ихтиозавры дали начало новой линии эволюции – Платаптеригусам. 124 костных останков ювелирно собраны художниками музея. Как будто и не было этих 145 – ти миллионов лет.

Четвертое чудо – жигулевский медведь. Они были уничтожены полностью и окончательно, а ведь каких – то 150 лет назад эти мишки пугали баб и детишек, собиравших ягоды в районе нынешней поляны Фрунзе. А один умудрился переплыть Волгу и наделал переполоху среди гулявших в Струковском саду.

Пятое чудо – ракетный двигатель. Наши "Эрдэшки" – так ласково называют их самарские моторостроители, самые экономичные и универсальные в мире. Самой совершенной их модификацией стали так называемые "НК" – двигатели, разработанные талантливыми конструкторами нашего знаменитого ЦСКБ под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова. Не зря же Самару негласно величают "космической столицей" России.

Чудо шестое - космический аппарат "Бион". Специализированный спутник – лаборатория, в котором проводились медико – лабораторные исследования. На этом в 1996 году вернулись после успешного эксперимента две очаровательные обезьянки – макаки – резус. Кстати, спускаемые аппараты, в которых возвращались на землю первые космонавты, устроены по такому же принципу.

И на конец седьмое чудо - Самаролукский чувашский женский костюм необыкновенно яркий и оригинальный, так же как в естественно – научном плане район Самарской Луки выделяют как район средоточения реликтовых и эндемичных видов растений и животных, так и в этнографии можно выделить его как эндемичный по необычности и своеобразию. Он имеет признаки этнической культуры чувашей, восходящей к 16 веку.

Наполнить новым смыслом эти культурные уникумы – одна из задач, вставших перед разработчиками мультимедийной виртуальной экскурсии. Главным действующим лицом проекта служит персонаж – собирательный образ поколения "Next" из разряда "интернетных жителей", со своим особым слэнгом и манерой все подвергать сомнению если информация исходит извне. Адресный характер проекта, рассчитанного на данную целевую группу, во многом определил и собственно визуально-пластическое решение. Коммуникация между поколениями и ценности декларируемые "старшими" своим подопечным зачастую пребывает в некоем вакууме. Непонимание, разрыв культурных традиций, нигилизм – одна из проблем нынешних реалий. Необходим некий коммуникационный универсум, своеобразный язык эсперанто, способный не искажая сути донести мысль по возможности точно и зрелищно. Поскольку "визуальный ренессанс" давно превратился в неопрагматизм и носит, по мысли, Ж. Бодрийяра "кинетико-тактильный характер", то и скорость восприятия визуального ряда и его информационное наполнение сводится до минимума. Виртуальная экскурсия имеет "второе дно" - это демонстрация уникальных экспонатов, реально существующего музея, интерьеры которого тоже виртуальны. Подмена смыслов, понятий и внешних оболочек позволяет вывести на первый план элемент игры, как наиболее близкий адресату и вынуждающий его к активному включению в общий сценарий. Интерес поддерживается неожиданными ракурсами объекта, недосказанными визуальными фразами, имитацией движения, там, где оно потенциально не содержится, что создает в итоге информационно насыщенное поле. Объект переводится в визуально-тактильный план, туда, где заканчивается стандартное восприятие формы и начинается ее познание, проникновение в новые семантические пласты. Задача отстраненного "скольжения" взглядом по привычному объекту, не задерживаясь на столь значимых для любого специалиста деталях и из чего, собственно, и складывается уникальность оного, усложняется. Детали выявляются словно через "лупу", многократно усиливая и акцентируя восприятие.

Однако зрелищность проекта скорее всего условная, поскольку проект рассчитан на демонстрацию в формате музейных сайтов и сочетание фото- и анимационных инсталляций сведено до минимума, то есть это усредненный вариант "Масяни" и "движущихся картинок" начала века.

Важным при разработке данного проекта стал момент включения в его создание не просто дизайнеров, а студентов – тех самых представителей поколения "Next", на кого собственно он и был рассчитан. То есть, культурный продукт сформирован для собственного пользования с учетом вкусовых и стилистических пристрастий и самое главное внутренней цензуры.

Мы надеемся, что такой проект, смог бы привлечь внимание молодежи к сайту музея, а в идеале и экспозициям. В планах поместить его не только на сайт музея им. П.В. Алабина, но и портале "Культура Самарской области", а так же в перспективе на сайтах Самарских туристических фирм.

 

 
  © АДИТ, 1997-2003