АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Аппаратно-программные технологии для сферы культуры"
Кокорина Евгения Алексеевна
  Ярославль
  Центр новых информационных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
  менеджер проектов
  Тел.: (0852) 79-7755
  Факс: (0852) 79-7722
  E-mail: jenny@uniyar.ac.ru

КАМИС и изобретение велосипеда

Музеи традиционно воспринимаются как хранилища предметов художественного и культурного значения. Однако музеи – это еще и люди. Причем функции музейщиков все же шире, чем представляется со стороны: хранители не просто присматривают за сохранностью и недоступностью предметов, экспозиционеры не только создают выставки, а экскурсоводов в чистом виде осталось в музеях и вовсе немного. Большая часть музейных сотрудников занимается исследовательской, научной деятельностью, обобщением опыта, поиском новых форм работы, осмыслением собственной деятельности, наконец. При этом каждый коллектив обладает замкнутостью и нередко «изобретает велосипед», будь то описание коллекции, строительство выставки или, например, работа с детьми.

В экспозиционной, научной, да и массовой работе зачастую достаточно общения и обмена знаниями, которые вполне укладываются в рамки традиционных конференций и публикаций. Специфика работы хранителей состоит в том, что они являются носителями опыта и навыков, иногда уникальных, которыми обменяться негде и, в общем, некогда.

Хранители, много лет пестующие свою коллекцию, относятся к ней, как к части себя – это ИХ опыт, знания и навыки позволяют коллекции жить. Уходящий же хранитель почти всегда уносит с собой целый мир, и если он не оставляет после себя ученика, каталогов, заполненной базы данных – пришедший на его место вынужден начинать почти с нуля и учиться плавать - на глубине.

В провинциальных музеях, особенно в маленьких, на долю одного человека выпадает участь хранить небольшие по количеству единиц хранения, но - разномастные коллекции. И это, может быть, гораздо труднее, чем быть хранителем, пусть и обширного, но единообразного собрания... При 5-6 тысячах хранимых предметов (из которых семь - оружия, семьдесят – фарфора, двести - живописи, тысяча - мебели, триста - нумизматики и т.д.) оказаться специалистами во всем смогут немногие.

Как атрибутировать тот или иной предмет в отсутствие каталогов и опыта? К кому обращаться за помощью? Как спросить, не уронив своего достоинства (ну, не будешь же узкому специалисту – хранителю коллекции фарфора XVIII века стыдливо объяснять, что в мебели эпохи модерна ты уже разобрался, а вот гарднеровский фарфор для тебя пока загадка)… Безусловно, хранители единообразных коллекций – чаще всего носители первоклассных знаний и навыков, зато хранители малых музеев иначе воспринимают эпоху и взаимосвязь предметов… В больших музеях полнее коллекции, но в маленьких встречаются предметы уникальные. Нет смысла спорить, что лучше и важнее; смысл в том, чтобы не «изобретать велосипед» - не стесняться учиться.

Наверное, такую возможность – учиться, консультироваться, расширять круг своих знаний со временем дадут создаваемые базы данных коллекций. Было бы замечательно иметь возможность отбирать в сводной базе предметы, хранящиеся в дружественных музеях, для своей выставки. Или обращаться к более узкому специалисту с просьбой посмотреть опять же в базе описание и изображение предмета для уточнения атрибуции того или иного предмета… Когда-нибудь можно будет наладить консультации для муниципальных и корпоративных музеев… Пока же говорить всерьез о реальном обмене опытом, знаниями, да и просто сведениями при помощи интернет еще очень рано. Нет ни устойчивых каналов связи, ни действительно персональных компьютеров, ни необходимых навыков…

Сейчас своеобразными переносчиками информации оказываются КАМИС, ее разработчики и привлекаемые к ее внедрению эксперты. Внедрение системы и раньше не было просто процессом обучения игры на клавиатуре. В течение последних нескольких лет почти каждое внедрение, особенно в группу музеев, превращается в небольшой практический семинар, где учатся не только использованию конкретной системы учета, но и описанию музейных предметов, и систематизации собственных знаний, и умению делиться ими с коллегами, и многому другому. Методика описания предмета (структура карточки) яснее становится, когда видишь, как это делают другие. Готовые справочники легче корректировать и адаптировать к специфике своего музея, чем заново сочинять собственные. Единые для всей коллекции справочники и рубрикаторы полнее демонстрируют внутренние связи музейного собрания. Очень интересна практика разработки единых тематических рубрикаторов и классификаторов в пределах одной области при одновременном внедрении КАМИС в несколько музеев. Не только «сухим» результатом в виде иерархического списка, но и живым человеческим общением – появлением новых контактов, ощущением, что ты не одинок, что есть на кого опереться, кого спросить, с кем поспорить…

 

 
  © АДИТ, 1997-2003