АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Аппаратно-программные технологии для сферы культуры"
Пролеткин Игорь Викторович
  Саратов
  Поволжский регональный центр новых информационных технологий Саратовского госуниверситета
  начальник отела ГИС
  Тел.: 845-2-51-87-92
  E-mail: proliv@sgu.ru
 
Шпак Мария Евгеньевна, зав. сектором инфрмационных ресурсов отдела развития Саратовского художественного музея имен А.Н. Радищева
Калинина Людмила Леонидовна, зав. отделом развития Саратовского художественного музея имен А.Н. Радищева


К созданию виртуальной лоции музейного Интернет-пространства Поволжья

Интернет несет для всех нас новые возможности и заключает в себе огромный потенциал. Как для специалистов в сфере культуры, так и для обычных пользователей он открывает новое виртуальное пространство, с помощью которого можно постигать мир и получать новые возможности общения. Однако, в безграничных просторах Интернета, не трудно заблудиться и быстро забрести как на его задворки, так и просто-напросто потеряться. Именно поэтому возникает проблема создания и определения в нем систем навигации, которые послужили бы хорошими ориентирами и специалистам, и тем, кто просто блуждает во всемирной паутине.

В реальном пространстве, а именно на ее водной глади, одной из таких систем является карта, а конкретно - лоция, с помощью которой корабль или иное судно проходит по фарватеру, обходя мели и косы, рифы и заводи, или находит кротчайшее расстояние к месту своего следования.

Как нам кажется, настал такой момент и для создания виртуальной лоции (путеводителя) по культурному (музейному) интернет-пространству России. И начинаем мы ее создание с территории Поволжья.
Почему именно Поволжья? И почему именно мы?
Наш ответ с одной стороны довольно прост и во многом банален, а с другой стороны имеет объективные предпосылки.
Прост и банален, потому что мы сами живем в Поволжье, в г. Саратове и г. Энгельсе.

А каковы имеющиеся объективные предпосылки?
Нам последние годы пришлось активно заниматься созданием различных музейных и культурных интернет-ресурсов по данной территории. При нашем непосредственном участии были созданы сайты "Азбука Волги", "Музей Волги - Саратовский регион", "Новости Радищевского музея", "Боголюбовские чтения в Радищевском музее", "Музей Льва Кассиля", "Клуб научного туризма", сайт проекта "Хочу на Волгу!", сайт семинара "Современные информационные технологии в музейном деле" и "Атлас культурных ресурсов Поволжья". Кроме этого, мы принимали самое активное участие в различных социокультурных проектах по данной территории (Музей Волги, Волжский сплав, Любовь как памятник реформам, Кто с нами?!, Хочу на Волгу!) и имеем опыт создания и выпуска различных периодических интернет-изданий (информационный бюллетень Радищевского музея, информационный бюллетень "Содружества музейных работников Поволжья").

И нам не безразлично положение дел в культурном интернет-пространстве Поволжья, его дальнейшее развитие и использование в нашей реальной жизни.

Для выполнения данного проекта мы объединили усилия интернет-разработчиков, профессионально занимающихся геоинформационными системами из ПРЦ НИТ СГУ и имеющих немалый опыт реализации различных интернет-проектов по территории Поволжья, музейных сотрудников, в данный момент работающих в отделе развития Саратовского государственного художественного музея, а также специалистов из НПЦ "Историко-культурное наследие Саратовской области".

Именно эта команда берет на себя смелость создания и дальнейшего продвижения "Музейной лоции" (интернет-путеводителя) по культурному пространству Поволжья. Однако, мы очень надеемся на внимание и участие, а также помощь и поддержку со стороны музейного сообщества, так как создание периодического интернет-издания, направленного на освещение культурного web-пространства территории Поволжья только нашими силами и средствами, просто невозможно.

Цель нашего проекта - обозреть музейные интернет-ресурсы Поволжья и дать их актуальный срез.
Задачами проекта мы определяем следующие позиции:
· составление наиболее полного перечня культурных информационных ресурсов, имеющихся в сети Интернет,
· систематизация и анализ этих ресурсов,
· создание удобной системы навигации по ним,
· вычленение наиболее интересных фактов и материалов, а также применяемых технологий,
· доведение всей этой информации как до специалистов в музейной сфере, так и до обычного посетителя, интересующегося данной тематикой.

Этапы выполнения работ.
На первом этапе реализации проекта, мы предполагаем, два раза в месяц выпускать информационный бюллетень, в котором будем давать новости с музейных и культурных сайтов Поволжья, рассказывать о появлении самых последних интернет-ресурсов, делать их анализ и обзор и доводить все это до нашего читателя и виртуального "пассажира".

Мы не ставим целью заменить своим интернет-проектом тот или иной уже существующий музейный или культурный сайт. Мы предполагаем, создать интернет-путеводитель, который поможет найти различным пользователям на немалом количестве уже имеющихся сайтов (а их только на сегодняшний момент по Поволжью порядка 500 и за ближайшее время можно ждать их удвоение), качественную информацию и ответы на возникающие вопросы и проблемы. Тем более, такую информацию, которая оперативно приходит к пользователю на его рабочее место, домой или в его офис и помогает быстро ориентироваться в этом пространстве.

В тоже время, своим проектом мы хотим привлечь внимание различных музеев и культурных организаций к созданию интернет-ресурсов качественно нового уровня, как по содержанию и наполнению, так и по структуре и направленности. Актуальных, отражающих последнюю информацию, направленных не столько на решение своих внутренних частных проблем, сколько на решение проблем и вопросов по истории и культуре данной территории Поволжья и дающих пользователю Интернета исчерпывающую информацию.

В перспективе "Музейная лоция" может стать вершиной того огромного "айсберга" web-ресурсов, который должен включать в себя не только сам ресурс, но и анализ и оценку музейных и культурных сайтов, проведение их рейтинга по посещаемости, использованию, цитируемости, актуальности, наполняемости и т.д. Так как, получая новое, пусть и виртуальное музейное пространство, специалисты-музейщики должны учиться осваивать новые формы и новые подходы работы в нем, которые во многом не совпадают с имеющимися формами и методами музейной работы в реальном пространстве.

Поэтому, на втором этапе реализации проекта необходима постановка и проведение работ по составлению баз данных, включающих не только информацию о самих музеях и их экспонатах, но и разработку специализированных баз данных, довольно полно отражающих структуру и наполненность информацией тех или иных музейных и культурных сайтов и web-каталогов. К сожалению, в данный момент в сети в лучшем случае можно найти только каталоги web-адресов таких сайтов, а их внутреннее содержание остается порой не известно пользователю и для выуживания необходимой информации он должен пройтись практически по всем ним самостоятельно.

Чтобы в этом пространстве не заблудиться и потеряться или потерять к нему интерес, это пространство необходимо хорошо изучить и знать. А для того чтобы по нему мог передвигаться любой - проанализировать, структурировать, выставить ориентиры и организовать систему навигации.

И здесь встает проблема использования в проекте ГИС-технологий и создания на их основе открытой ГИС-системы, которая могла бы объединить всю имеющуюся инфор-мацию по пространству Поволжья и визуализировать ее. Первая попытка такой визуализации была нами предпринята в Web-Атласе Культурных ресурсов Поволжья, созданному под эгидой "Содружества музейных работников Поволжья". В данном проекте предполагается развить и углубить использование ГИС-технологий и создать уже не Web-Атлас, а открытую геоинформационную систему "Культурное пространство Поволжья".

Ее разработка и создание будет третьим этапом реализации нашего проекта.
Мы думаем, что наш новый проект будет интересен не только специалистам и жителям Поволжья, но и посетителям с других регионов России, а также зарубежных стран.

Об этом говорит наше знакомство со статистикой посещений музейных web-ресурсов, совершенно разных по уровню наполнения и своему масштабу, но работающих в одной тематике - портала "Музеи России", сайта "Азбука Волги" и сайта "Музей Льва Кассиля". Эта статистика показывает, что в среднем, одна четвертая часть всех их виртуальных посетителей - зарубежные. И это также должно быть хорошим стимулом, как для нас, так и для web-мастеров, создающих, поддерживающих и продвигающих тот или иной свой культурный ресурс.

Мы также надеемся на отклики и интерес к нашему проекту туристического бизнеса, так как многие туристические объекты России находятся именно в Поволжье и их актуальное и полное позиционирование в Интернете, позволит привлечь к ним внимание не только виртуальных, но и реальных посетителей.

 

 
  © АДИТ, 1997-2003