АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Информационные ресурсы по культуре"
Лихтер Юлия Абрамовна
  Москва
  Центр археологических исследований г. Москвы
  ведущий специалист
  Тел.: (095)237-65-81 (сл) (095)137-43-18 дом
  E-mail: julia_likhter@pochtamt.ru
 
Кокорина Юлия Георгиевна (истфак МГУ)

Декор на древних вещах – принципы системного описания

Принципиальную возможность и важность создания общей классификации вещного мира показала Ю.Л. Щапова. На кафедре археологии Московского университета под ее руководством рабо-тает семинар "Морфология древностей". В основу работы положены следующие принципы:

1) вещи не разделяются по времени и месту;
2) термины, описывающие тот или иной признак, приложимы к изделиям любого происхождения;

Признаки разделены на группы (подсистемы): морфология, техника изготовления, материал и функция. Внутри морфологии выделены подсистемы: конструкция и форма, цвет, размеры и декор. Декор, пожалуй, наименее изучен с этой точки зрения. Начало его изучению положила также Ю.Л. Щапова, выделив неко-торые позиции описания - элементы декора, характер и место распо-ложения. Однако здесь отсутствует такая важная позиция, как орга-низация элементов (композиция).

Для выявления необходимых позиций описания целесообразно рассмотреть декор как единую и целостную систему. В археологиче-ской литературе по преимуществу используется термин "орнамент", определяемый как "украшение на вещи". Современные энциклопедии определяют его как ритмический узор. Однако не все изображе-ния на вещах организованы ритмически. Кроме собственно орнамента, может быть изображен какой-либо сюжет, пейзаж, надпись. Термин "декор", таким образом, представляется нам более универсальным.

В современной искусствоведческой литературе преобладает понимание декора как чисто эстетического явления: Но насколько такое понимание декора может быть приложимо к изучению древних вещей? Традиционное мышление мифологично, в нем ничего не существует просто так и любое изображение на вещи несет опреде-ленный смысл, существенный для рассматриваемой культуры.
Для понимания того, что собой представляет знак, имеет смысл обратиться к специальной науке - семиотике. По семиотиче-ской терминологии, знак - это материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, переработки и передачи сообщений (информации) Назначение его - сделать мир умопостигаемым, но при помощи средств, отличающихся от применяемых в наше время. Важнейшим условием функционирования знака является по-стоянство его понимания.

Традиционное сознание не допускает безграничной свободы в выборе изображений и их сочетаний. Эти сочетания подчиняются системе, которую в современной науке называют знаковой, то есть - “набор знаков... вместе с системой правил, регулирующих их сочетание”. Важнейшим условием функционирования знака является по-стоянство его понимания.

Для знаковой системы важно, что изображено, и как это изображение организовано. Но мы имеем дело не просто с системой знаков а со знаками на вещах. Поэтому в целом декор на древних вещах можно определить как систему знаков, нанесенных на вещь.

Понимание декора как знаковой системы не противоречит его эстетической функции. По мнению специалистов в области эстетики, красота появляется там, где есть определенная степень упорядоченности, а упорядоченность, по-видимому, проявляется первоначально в виде упорядоченности знаковых систем.
Из предлагаемого нами определения декора следует, что основными его характеристиками являются: знак - то, что нанесено на вещь; композиция - то, как организованы знаки; характер знаков - то, как нанесены знаки и, наконец, локализация - место, на котором расположены знаки. Третья подсистема тесно связана с техникой нанесения знаков и представляет собой ее морфологическое выражение. Четвертая подсистема связывает декор с конструкцией вещи.

Такие составляющие декора, как его материал и техника нане-сения, являются скорее элементами подсистем “материал” или “техника” и должны изучаться одновременно с изучением материала или техники изготовления вещи в целом. Цвета декора также удобнее изучать одновременно с цветом вещи.

 

 
  © АДИТ, 1997-2003