АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Новые управленческие технологии в сфере культуры"
Корусенко Михаил Андреевич
  Омск
  Омский государственный университет, Сибирский филиал Института культурологии МК РФ
  ст. преподаватель кафедры музеологии, с.н.с. сектора национальных культур и межнациональны
  Тел.: (3812) 663335
  E-mail: korusen@hist.omsu.omskreg.ru
 
Смирнова Елена Юрьевна, к.и.н., с.н.с. сектора этнографии Омского филиала Объединённого института истории, филологии и ифилософии СО РАН

О новых подходах к пропаганде культурного наследия Западной Сибири

Известно, что каждому периоду в развитии цивилизации присущ определённый тип культуры. Для современной эпохи характерна активная замена книжного типа культуры (опирающегося в способе самоорганизации на книгу, текст, письменную речь) экранным, в основе которого лежит теле - видеоряд. С одной стороны, это расширяет возможности культурного обмена и облегчает восприятие феноменов культуры. С другой стороны, уже сформировалось поколение, принадлежащее полностью к экранному типу культуры и практически неспособное воспринимать и осваивать информа-цию в виде письменного и печатного текста.

Всё изложенное логично приводит к мысли о необходимости использования для пропаганды культурного наследия (в первую очередь среди школьников и студенческой молодёжи) достижений современных информационных технологий. Такого рода действия уже предпринимаются: в виде обучающих фильмов на CD-носителях (таких, как "Эрмитаж", "Омск", "Таисс-Омск" и пр.) и размещения в сети Интернет информа-ции о коллекциях, хранящихся в фондах музеев (например, на портале museum.ru). Однако эти проекты недостаточно эффективны в плане обучения, поскольку, во-первых, предполагают во многом индивидуальную работу с компьютерной техникой (не всем доступной и часто не обладающей достаточной мощностью для просмотра ряда электронных изданий), а во-вторых, нельзя не отметить в рассматриваемых моментах некоторую оторванность от учебного процесса. Кроме того, в имеющихся разработках практически "отсутствует" личность педагога, руководителя, экскурсовода, нет и возможности полноценного общения с аудиторией.

Для Западной Сибири - региона, имеющего накопленный веками опыт мирного межкультурного взаимодействия, наиболее актуальным является пропаганда многообразия этнических культур в их ретроспективе и динамике. Потенциальным потребителем этой информации является подрастающее поколение, специфика интеллектуального развития которого в значительной степени требует именно электронных форм обучения и приобщения к культурному наследию страны или региона.

В настоящем сообщении представлен один из подходов к решению этой масштабной и многоуровневой проблемы - создание виртуальных экспозиций по материалам фондов сибирских музеев. Под виртуальными экспозициями нами понимаются тематически скомпонованные материалы по традиционной культуре народов Сибири и их прошлому. Такая информация представляется в форме видеоряда с необходимыми пояснениями, видеофрагментами, элементами анимации и мультимедиа. Эта информация будет соответствовать самому высокому уровню этнографической науки и музееведения. Такой подход избавляет ведущего от самостоятельных и часто неквалифици-рованных поисков фактологического и аналитического материала и ему (ведущему, гиду) остаётся лишь озвучить предлагаемый видеоряд и дать необходимые пояснения аудитории.

Такие экскурсии можно делать как стационарными (на базе музея), так и выездными (в школах, вузах и т.д.). Существенное преимущество предлагаемого подхода по сравнению с существующими сейчас разработками в области электронных учебных по-собий состоит в том, что трансляция материала не требует наличия специального обо-рудования на месте. Экскурсия может осуществляется с помощью компактного аппа-ратного комплекса, включающего портативный проектор и компьютер. Содержание же виртуальных экспозиций по объёму информации представляет собой достаточно объёмные массивы данных, для хранения которых оптимально использование CD-носителей.

Выгоды предлагаемого решения:
1) возможность проведения обучающих экскурсий практически в любом учреждении культуры, науки и образования;
2) изначальную включённость в учебный процесс школы и вуза;
3) работа с обширной аудиторией;
4) наличие педагога-экскурсовода, как фактора оптимизации процесса восприятия информации;
5) учёт психологических и возрастных особенностей восприятия экранной информации в связи со всё возрастающей ориентированностью подрастающего поколения на экранный тип культуры.

Таким образом, предлагаемый подход к внедрению новых информационных технологий для обучения подрастающего поколения даёт возможности разрешить один из аспектов проблемы пропаганды культурного наследия народов Западной Сибири как в регионе, так и в России в целом.

 

 
  © АДИТ, 1997-2003