АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Новые управленческие технологии в сфере культуры"
Дремайлов Александр Викторович
  Москва
  Музеи Московского Кремля
  Заведующий научно-производственным отделом информационных систем
  Тел.: (095) 202-16-24
  Факс: (095) 202-16-24
  E-mail: dream@kreml.ru

Концепция использования информационных киосков в Музеях Московского Кремля

Почему Вы пришли в музей?

Музеи Московского Кремля ежегодно посещают около 2-х миллионов человек. Посетители приходят музей с разными целями – те, кто впервые посещают Московский Кремль и его музеи, таких большинство, в основном, заинтересованы в проведении обзорной экскурсии. Такие экскурсии организованы по территории Московского Кремля, музеям-соборам на Соборной площади, Государственной Оружейной палате. Многие любители истории и искусства не пропускают ни одной временной выставки, которые периодически открываются в выставочном зале Успенской звонницы. Школьные учителя Москвы часто заказывают для учеников тематические экскурсии, очень популярна среди школьников археологическая выставка, расположенная в подклете Благовещенского собора. Те, кто любит использовать свободное время для образовательного досуга, приобретают абонементы на посещение лекций в выходные дни, как по историческим, так и по искусствоведческим темам.

Разобраться со всем этим длинным списком предложений довольно сложно. Музеи, конечно, представляют всю информацию на специальных стендах, которые расположены в кассовых павильонах и экскурсионном бюро. Однако, москвичу, проживающему в отдаленном спальном районе и, тем более иногородним людям, сложно специально приезжать в центр Москвы только за информацией.

Как же решить эту проблему. Музей решает прибегнуть к информационным технологиям. Вся интересующая потенциальных посетителей музея информация представляется на Интернет-сайте музея и в информационных киосках. Посетитель получает информацию дозировано, постепенно углубляясь в детали.

Не нагружайте меня сразу, моя голова не компьютер

На сайте, прежде всего, будущий посетитель музея предварительно знакомится с перечнем и кратким содержанием музейных экспозиций, выставок, узнает режим работы музея, точный адрес экскурсионного бюро, в котором оформляется заказ экскурсии или абонемента, тарифы.

Когда человек приезжает в экскурсионное бюро, ему требуется дополнительная информация – точный перечень тематических экскурсий или тем лекций в абонементе. Непосредственно в экскурсионном бюро, выбирая ту или иную экскурсию, требуется дополнительная информация о музее, ключевым экспонатам. Вся эта информация оказывается под рукой в информационном киоске, расположенном в экскурсионном бюро.

Купив билет и войдя в музей, человек вновь встречает информационный киоск, в котором теперь представлена информация о размещении экспозиции. Потратив пять минут, посетитель вникает в расположение музейных залов и в темы экспозиций, предварительно, до посещения, подготавливая себя к «погружению» в музей.

Находясь в музейной библиотеке, подбирая учебный материал или углубляясь в музейные каталоги, посетитель вновь может прибегнуть к помощи информационного киоска для получения информации о расположении того или иного архитектурного памятника на территории Московского Кремля, или расположении того или иного экспоната в музейном зале. Часто именно в библиотеке приходит мысль о заказе той или иной тематической экскурсии или посещении лекции по определенной теме. Вся эта информация в информационном киоске.

Администрирование музейных информационных киосков

Информация, которая представляется в информационном киоске, хранится в базе данных. База данных поддерживается в актуальном состоянии администратором информационной системы. В Музеях Московского Кремля – три администратора. Первый поддерживает в актуальном состоянии содержательную информацию – описание памятников, музейных предметов, подбирает иллюстрации к ним, вводит информацию по темам экскурсий, темам лекций и т.п. Второй администратор следит за англоязычной версией базы данных. Третий отвечает за актуальные данные по тарифам – ценам билетов, стоимостям экскурсионных услуг.

База данных располагается на отдельном сервере. Информационные киоски являются клиентскими терминалами. Изменив информацию один раз на сервере, на всех киосках тут-же обновляется.

Тычь пальцем в экран

Дизайн информационной системы рассчитан на сенсорное свойство экранов информационных киосков. В киоске нет привычной клавиатуры и "мыши", есть только экран. На экране видны крупные картинки с надписями. Внутренний голос обычно подсказывает, что надо в этот момент делать. Правильно! Тыкать пальцем в экран в интересующий Вас раздел. Это называется технология "touch-screen", т.е. когда экран снабжен сенсорными возможностями. Сначала информационный киоск предлагает выбрать один из разделов, затем появляется меню второго уровня, затем третьего. Но, чтобы не запутаться, всегда есть «кнопка» возврата на шаг назад и "кнопка" перехода на главный экран.

Что можно увидеть в кремлевских киосках

На главном экране восемь разделов - "Московский Кремль", "Музеи в Кремле", "Входные билеты", "Экскурсии", "Лекции", "Концерты", "Кассы", "Экскурсионное бюро". Именно эти разделы появились не случайно. В их перечне отражаются наиболее часто задаваемые вопросы от всего разнообразного спектра посетителей.

Конечно, Московский Кремль, прежде всего, интересует, как Московский Кремль. Всех интересует, все памятники, которые сохранились на его территории. Вы можете "окунуться с головой" в раздел "Московский Кремль". Подводя палец к тому или иному собору, башне, дворцу, тут же возникает надпись: "название памятника, имя архитектора, время создания".

Многие полагают, что Московский Кремль – это резиденция Президента России и что здесь только со стороны можно посмотреть на здание, где расположен кабинет президента, не меньше людей считает, что Московский Кремль – это музей под открытым небом и что здесь можно посетить каждый уголок. Истина, как обычно, находится где-то посередине и об этом напоминает раздел "Музеи в Кремле", окунувшись в который можно выяснить, что в Московском Кремле открыты для посещения Государственная Оружейная палата, Успенский собор, Благовещенский собор, Архангельский собор, Патриаршие палаты, церковь Ризположения и выставочный зал в Успенской звоннице.

Некоторых людей "лирика" не интересует, их интересуют, прежде всего, цены. Именно для них на главном экране расположен раздел "Входные билеты".

Те, кто не впервые в Кремле или те, кто заранее заботится о досуге своих друзей или деловых партнеров, интересуются способами заказа экскурсий, лекций, концертов. Они жмут соответственно на разделы "Экскурсии", "Лекции", "Концерты".

А те, кто предварительно уже все изучил и готов ринуться в очередь за билетами, интересуют разделы "Кассы" и "Экскурсионное бюро". В этих разделах представлены план-схемы расположения касс, как за территорией, так и на территории Кремля и расположения экскурсионного бюро музея.

На экранах, посвященных "Музеям в Кремле", представлен текст, так называемый "информационный крючок" - краткое изложение уникальности музея, а внизу экрана расположены семь "виньеток" - малого формата изображения "ударных" экспонатов. Эти изображения можно увеличить на весь экран и получить краткое описание. Изображения специально подобраны для иллюстрирования экспозиции музея или выставки.

Информационный киоск "подталкивает" музей к развитию информационных ресурсов и их представлению посетителям, Конечно, полезно представить полный каталог экспонатов выставки на информационном киоске, расположенном в выставочном зале или дать возможность посетителю "окунуться" в энциклопедическую информацию с краткими сведениями об исторических личностях, архитекторах, мастерах, художниках и т.п.

 

 
  © АДИТ, 1997-2003