АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Новые управленческие технологии в сфере культуры"
Дремайлов Александр Викторович
  Москва
  Музеи Московского Кремля
  заведующий научно-производственным отделом информационных систем
  Тел.: (095) 202-16-24
  Факс: (095) 202-16-24
  E-mail: dream@kreml.ru

Роль профессионального сообщества информатизации сферы культуры в развитии информационного общества

Профессиональное сообщество
- коммуникационное пространство, открытое для широкого круга субъектов деятельности в сфере информатизации культурного наследия.

Информатизация сферы культуры
- библиотечные информационные системы
- музейные информационные системы
- информационные системы архивов
- справочно-информационные системы культурно-досуговых учреждений (кинотеатры, театры, парки и.т.п.)
- управленческие информационные системы сферы культуры

Что ожидает получить информационное общество от сферы культуры

Образовательный досуг
- открытые электронные каталоги и энциклопедии по культурному наследию;
- дистанционные справочно-консультационные услуги по культурному наследию;
- краеведческие информационные системы;
- объединенный библиографический каталог изданий по культурному наследию России с механизмом электронной доставки;
- объединенный каталог электронных изданий по культурному наследию с механизмом дистанционного заказа и доставки;
- объединенный каталог тематических виртуальных выставок по теме культурного наследия России;

Культурный туризм
- объединенный каталог ресурсов культурного туризма в России с механизмом дистанционного резервирования туров;

Услуги
- систему предоставления услуг по дистанционному резервированию и доставке билетов на экскурсии в музеи и выставки России;

Издательский бизнес
- доступ к электронным каталогам изображений объектов культурного наследия;

СМИ
- объединенный новостной портал по событиям в сфере культурного наследия;

Музеи нового типа
- сети инновационных музейно-выставочных проектов с использованием современных технологий показа виртуальных объектов и с развитым информационно-сервисным обслуживанием для посетителей;

------------------------

Какую деятельность осуществляет АДИТ, как координатор профессионального сообщества информатизации музеев, для развития информационного общества:

Формирование среды профессионального общения в сфере информатизации культурного наследия

· АДИТ организует ежегодные конференции АДИТ
· Формирует среду продвижения инновационных продуктов и услуг в сфере культуры
· Налаживает партнерские связи с международными организациями, работающими в гуманитарной сфере и сфере информационных технологий
· Создает собственные методики обучения, привлекательные для учебных заведений и для коммерческих организаций, продвигающие инновационные продукты
· Реализует корпоративные проекты
· Оказывает влияние на процессы информатизации сферы культуры (обладает полнотой информации, широким спектром специалистов, являющихся признанными лидерами в своей области)

Формирование новой генерации музейных специалистов, обладающих нужными знаниями и навыками в области информационных технологий

· АДИТ реализует заказные образовательные программы/тренинги совместно с учебными заведениями (АПРИКТ, РГГУ, МВШСЭН и др.);
· Проводит проектно-аналитические, научно-практические и учебные семинары;
· Организует тренинги

Формирование информационной политики в области культурного наследия и ее координация с политикой в смежных сферах культуры

· АДИТ постоянно участвует в совместных проектах с ассоциациями, ведомствами и организациями - конференциях, семинарах, культурных акциях в качестве организаторов специальных подпрограмм, посвященных новым информационным технологиям в сфере культурного наследия
АДИТ сотрудничает:
- с Российской Библиотечной Ассоциацией (международная библиотечная конференция КРЫМ, российская библиотечная конференция Либком);
- с ГИВЦ МК РФ (международная конференция под эгидой Министерства культуры РФ "Электронный век культуры")
- с Центром ПИК (международные конференции ЕВА, ежегодные конференции ЭХОЛОТ)

В ситуации, когда возрастающие объемы информации приходят в противоречие с ограниченными возможностями человека воспринять эту информацию, музеи и библиотеки могли бы взять на себя роль навигаторов в сфере информатизации культуры. Какими ресурсами для этого обладают музейные библиотеки? В чем проблемы доступа к книжным фондам музейных библиотек? Каковы перспективы корпоративного объединения музейных библиотек в сфере информатизации культуры?

Совершенствование системы музейной документации и информационного менеджмента

Компьютерные изображения неотъемлемая часть информационной деятельности любого музея. В среде АДИТ, в форме свободного обмена мнениями и практических демонстраций постоянно затрагиваются как глобальные проблемы, так и конкретные технологические решения по созданию и использованию БД изображений внутри музея и для широкого представления его коллекций в виде электронных публикаций (Интернет, CD-ROM). Международные стандарты и кооперация, коммерческое использование и защита авторских прав, новейшие форматы, демонстрация ПО, возможность участия в международных технологических проектах - основные направления обсуждений. Применение компьютерных изображений для исследования, реставрации и атрибуции музейных предметов возможные темы для обмена опытом. Особое внимание уделяется лингвистическому обеспечению БД изображений.

В России более 10 лет активно создаются базы данных в сфере культуры. Как используются информационные ресурсы организациями культуры? Какие виды деятельности активно применяют электронные информационные ресурсы? Какие новые «информационные продукты» выпускает сфера культуры? Как изменяется информационный менеджмент?

От чего зависит успех внедрения информационной системы в музее и что считать успехом? Что меняется в привычной деятельности сотрудников музея при вторжении в их жизнь информационных технологий? Куда двигаться дальше разработчикам?

Музеи в России начинают применять интенсивные технологии создания баз данных – ретроконверсию. Операторы не вводят вручную данные в компьютер с учетных карточек или научно-инвентарных книг. Карточки и страницы книг предварительно сканируются, а в информационную систему вводятся часто применяемые термины. Далее оператор глядя на отсканированный образ учетной карточки, присоединяет к полям "стандартные" записи, вручную вводятся лишь номер и индивидуальные данные. Скорость ввода данных увеличивается в несколько раз.
Музеи начинают плодотворно сотрудничать с профессиональными компаниями, которые выполняют заказы по высококачественному сканированию для создания файлов изображений.

Создание механизмов свободного и эффективного доступа граждан к информации о культурном наследии

Члены АДИТ создают открытые корпоративные информационные ресурсы

Одним из перспективных регионов, представляющих открытые информационные ресурсы является регион Верхнего Поволжья.
· Регион имеет один из самых высоких показателей в стране по:
- наличию информационных систем в музеях;
- количеству описаний предметов в музейных базах данных;
- количеству электронных изображений в музейных базах данных;
- количеству компьютеров на научного сотрудника;
· Данный регион единственный в стране имеет объединенный электронный ресурс, созданный путем импорта данных из музейных баз (http://culture.yar.ru).
· В двух музеях региона (Рыбинском музее-заповеднике и Музее-усадьбе "Карабиха") вся коллекция музея описана в базах данных.
· В регионе создана единственная в стране музейная база данных, открытая в Интернет (http://rmuseum.orbis.spb.ru), которая регулярно пополняется и обновляется.
· Программная среда внутри музеев региона достаточно однородна: используются только две информационные системы – АС "Музей" и КАМИС - нет зарубежных и других отечественных (тиражных или самодельных) систем.
· В большинстве музеев региона созданы технические предпосылки для экспорта данных о музейных собраниях в Государственный каталог музейного фонда РФ.
Таким образом, по объективным показателям регион занимает одно из ведущих мест по степени информатизации музеев.
Регион проинициировал создание Верхневолжского ресурсного центра по информатизации музеев региона на базе
Рыбинского музея-заповедника.

Деятельность Ресурсного центра должна быть направлена на:
· координацию усилий музеев по дальнейшему развитию объединенной базы данных;
· разработку эффективных механизмов доступа музеев-партнеров к её материалам;
· координацию деятельности по созданию и поддержанию электронных изданий (WEB сайты) на основе объединенной базы данных;
· разработку рекомендаций по стандартам описания музейных предметов и их использованию при создании музейных баз данных;
· координацию создания совместных изданий (прежде всего электронных);
· организацию семинаров по повышению квалификации сотрудников музеев в сфере информационных технологий.
Ресурсный центр Верхнего Поволжья станет эффективным инструментом пополнения Государственного каталога музейного фонда РФ, связующим звеном между отдельными музеями и Дирекцией государственного музейного фонда. Важнейшим условием деятельности Ресурсного центра является целевое финансирование в рамках программы создания Государственного каталога музейного фонда РФ.

Предоставление широкого спектра информационных услуг на базе современных телекоммуникационных технологий

Современный музей трудно представить без мультимедиа: информационные киоски для посетителей, виртуальные экскурсии и выставки, образовательные программы по искусству для детей и взрослых, музейные компакт диски, презентации музейных проектов – это обычные атрибуты музея в информационном обществе.
Современный человек все чаще использует Интернет для удовлетворения своих потребностей организации образовательного досуга – заказывает книги, подписывается на новости культурных событий, осуществляет оплату билетов в музеи, путешествия и т.д.
Музеи и другие организации сферы культуры активно внедряют информационные технологии и менеджмент, позволяющие дистанционно «продавать» услуги и товары.

Содействие развитию образования, культурного туризма, сохранению памятников истории и культуры России

Организации сферы культуры (музеи, галереи, библиотеки, театры и т.п.) совместно создают "культурный фон" региона. Региональные информационные системы – основа культурного туризма. Культурный туризм, активно развивающийся за рубежом, основан на активном информировании пользователя. АДИТ обладает различными сценариями создания "привлекательного образа региона".
Участие АДИТ в работе международного проекта OPENHERITAGE (Открытое культурное наследие) осуществлялось в рамках сетевой партнерской инициативы "СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ И ЕВРОПЕЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕРВИСНЫХ ЦЕНТРОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ".

Проект развил систему взаимодействия и совместного продвижения организаций культуры и культурных инициатив, активно включающих в свой инструментарий новые компьютерные и гуманитарные информационные технологии. АДИТ получил опыт и создал предпосылки для:
· развития информационного обеспечения и обмена, а также сетевого партнерского взаимодействия между организациями культуры, включенными в процессы информатизации;
· представления российских культурно-информационных инициатив на международной арене и интеграцию российских регионов в европейские и мировые программы развития информатизации сферы культуры;
· повышения уровня осмысления компьютерных информационных технологий, как инструментов социально-экономического развития регионов с использованием международного опыта;

Вовлечение государственных, частных и общественных организаций, отдельных граждан в работу по сохранению, исследованию и популяризации культурного наследия страны, используя возможности современных информационных технологий

В сфере интересов АДИТ находятся следующие группы специалистов:

Пользователи:
· информационных ресурсов по культуре в Интернет,
· публичных информационных систем в музеях,
· служебных информационных систем в организациях культуры,
· информационных технологий в сфере культуры,

Разработчики:
· методик информационного менеджмента в сфере культуры,
· стандартов информационных ресурсов в сфере культуры,
· специализированного программного обеспечения информационных систем в сфере культуры,
· виртуальных экспозиций,
· Интернет-сайтов в сфере культуры,
· художественных мультимедиа программ,

Поставщики:
· компьютерной техники,
· системного и прикладного программного обеспечения,
· сетевых решений,
· программно-технических комплексов: системы ретроконверсии, цифровые фото-аудио-видео системы, системы продажи билетов,
· информационных киосков,
· средств отображения: проекторы, плазменные панели, лазерные экраны и т.п.,

Преподаватели:
· школ и университетов,
· поствузовского образования,
· организаций повышения квалификации,

Ученые в области:
· культурологии,
· управления,
· связи и информации,
· образования,

Содействие формированию единого мирового культурно-информационного пространства путем включения в него информации о памятниках истории и культуры России

С какими основными трудностями сталкиваются организации культуры, пытающиеся включиться в европейские проекты в сфере информационных технологий? Поиск партнеров для создания консорциума и, как ни парадоксально, избыток информации о деятельности Европейской Комиссии. Проект Cultivate предлагает своего рода "навигатор", облегчающий выполнение этих задач.
По мнению иностранного члена АДИТ Жана Барда, участниками международных консорциумов Проектов Европейской комиссии могут быть люди, обладающие специфическими свойствами для генерации идей, имеющие коммуникативные свойства и умеющими быть крайне дисциплинированными. Таких людей Жан Барда называет одним словом –"проектив".

Интересы АДИТ в пространстве международной культурной политики:
1) продвижение российского культурного наследия;
2) унификация стандартов представления объектов культурного наследия;
3) развитие технологий использования культурного наследия как ресурса социокультурного развития российских регионов;
4) поиск партнеров для совместных проектов;
5) завоевание авторитета для реализации целей АДИТ;
6) обмен информацией.

Оптимизация использования информационных ресурсов объектов культуры

АДИТ активно интересуется ходом реализации проекта создания Электронного каталога музейного фонда России, который осуществляет Министерство культуры РФ в рамках Программы "Развитие культуры 2001-2005 гг."

· Министерством культуры уже дважды предпринимались попытки создания Электронного каталога музейного фонда. Первые две (Система "АИС-ИЗО", конец 1980-х гг.; Программа компьютеризации музеев, первая половина 1990-х гг.) окончились неудачей. Нынешняя программа "Искусство в России" реализуется с 1996 года и тоже видимых успехов не принесла. Что нужно изменить, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки?
· Почему музей должен вносить свою информацию в Каталог? Потому что Министерство приказало или потому что музею это выгодно?
· По мнению АДИТ каталог может быть получен только путем "сливания" информации из существующих музейных БД. Сможет ли МК РФ напрямую забирать информацию из всех подведомственных музеев? Или нужно создавать региональные информационные центры? Имеет ли смысл самим проявить такую инициативу?

 

 
  © АДИТ, 1997-2003