АДИТ-2003. Тезисы доклада
Тема: "Аппаратно-программные технологии для сферы культуры"
Дремайлов Александр Викторович
  Москва
  Музеи Московского Кремля
  заведующий научно-производственным отделом информационных систем
  Тел.: (095) 202-16-24
  Факс: (095) 202-16-24
  E-mail: dream@kreml.ru

Виртуальные трехмерные исторические реконструкции в музейной выставочной экспозиции (Опыт сотрудничества Художественного и Выставочного зала Федеративной Республики Германия в Бонне и Технического Университета Дармштадта, Германия)

Художественный и Выставочный зал Федеративной Республики Германия располагается в здании из стекла и бетона в центре Бонна. До переезда парламента и правительства Германии в Берлин в середине 90-х годов галерея работала в «столичном» режиме и принимала грандиозные художественные выставки из крупнейших мировых музеев. Однако и сейчас, теперь уже в тихом и провинциальном Бонне, "гремят" названия интереснейших выставок, которые становятся в ряд крупнейших культурных европейских событий и притягивают огромное количество туристов, как из Германии, так и из зарубежных стран.

"Компьютерная" концепция выставок

Художественный и Выставочный зал Федеративной Республики Германия, в основном, принимает выставки из музеев, располагающихся в знаменитых архитектурных комплексах, например, из Ватиканских или Венецианских музеев. Специалисты галереи пытаются "внедрить" образ Ватикана или Венеции в выставочный зал, полагая, что зрителю, созерцающему предметы или живопись, необходимо "погрузиться" в историческую и архитектурную атмосферу древнейших мест цивилизации. Уже в течение десяти лет Художественный и Выставочный зал Федеративной Республики Германия формирует концепции выставок с включением виртуальных трехмерных реконструкций исторических архитектурных комплексов. Один из выставочных залов оборудуется экраном, проектором, компьютером. В зале порядка 100 мест. Каждый час проходят сеансы демонстрации "виртуального фильма". Консультант комментирует "картинку" на экране и отвечает на вопросы зрителей.

Трехмерная историческая реконструкция Венеции

Одним из ярких примеров компьютерной концепции является выставка, посвященная культурному наследию Венеции. Наряду с традиционной экспозицией музейных предметов, Художественный и Выставочный зал Федеративной Республики Германия демонстрирует посетителям выставки 15-ти минутный компьютерный фильм, в котором Венеция показана с высоты птичьего полета. Зритель наблюдает, как отдельные островки 10 веков назад были "надсыпаны" и Венеция стала одним большим островом с сотнями мостами. Всем известна фраза, что "Венеция стоит на дубовых сваях", но мало, кто себе представляет, каким образом древние строители использовали дубовые сваи при строительстве. В компьютерном фильме показан пример строительства одного из венецианских мостов. В анимации показана технология "перекрытия" канала, выборки грунта, "вколачивания" дубовых свай, устройства фундамента, строительства моста. В фильме показан деревянный мост, который не сохранился до настоящего времени и был воссоздан по гравюрам. Интересен сюжет с представлением ампирного моста в Венеции, который был задуман архитекторами, но не был осуществлен. Информацию о задумках строительства ампирного моста нашли в венецианских музеях, в живописных картинах.

Образовательные инициативы Технического Университета Дармштадта

Высококачественные трехмерные модели исторических реконструкций древних городов и отдельных зданий и сооружений выполняют студенты архитектурного факультета Технического Университета Дармштадта под руководством профессора Манфреда Кооба. Студенты формируют модели зданий или которые существовали, но не дошли до наших дней, или были задуманы архитекторами, но не были построены. Архитекторы работают только с доступной документацией и не могут предварительно взглянуть на существующее здание. Профессор Кооб использует это обстоятельство, как образовательный процесс. Для того, чтобы построить трехмерную модель ранее существовавшего или не существовавшего здания, студенты предварительно собирают материал в архивах и музеях, изучают аналоги приемов строительства и архитектурный декор существующих сохранившихся зданий. Студенты обладают высокой квалификацией программирования в среде CAD, в которой они формируют вначале отдельные "коробки" зданий, затем элементы декора. Отдельные работы проводятся по компьютерному "восстановлению" интерьеров.

Студенты университета "прикрепляются" к выставочным проектам Художественного и Выставочного зала Федеративной Республики Германия в Бонне, выезжают в соответствующие архитектурные центры (Ватикан, Венеция). Финансирует образовательные туры Министерство науки и образования Германии посредством грантов.

 

 
  © АДИТ, 1997-2003