АДИТ-2004. Тезисы доклада
Тема: "Культурная журналистика в контексте информационных технологий"
Калинина Людмила Леонидовна
  Саратов
  Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
  зав.отделом по развитию музея
  Тел.: 8452-26-26-36-27
  E-mail: radmuseumart@radmuseumart.ru
 
Пролеткин Игорь Викторович - начальник отдела ГИС ПРЦ НИТ СГУ,
Шпак Мария Евгеньевна - зав.сектором информационных ресурсов отдела по развитию СГХМ имени А.Н.Радищева

Информационная поддержка крупного партнерского музейного проекта

В статье обобщен опыт проведения информационной кампании по поддержке и сопровождению крупного проекта Государственного Русского музея – выставке “Три века русского искусства”, которая проходила в Саратове, в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева с 4 марта по 9 мая 2004 года.
Данной выставкой Государственный Русский музей продолжил развитие комплексной программы сотрудничества с художественными музеями российских городов «Россия». Цель программы – использовать возможности и опыт крупнейшей сокровищницы национального изобразительного искусства – Государственного Русского музея – его научного, методического, организационно-творческого и производственного потенциала для создания единого культурного, информационного пространства на территории России; преодоление разобщенности между музеями столиц, больших и малых городов; прорыв сложившейся системы представлений о художественной жизни и художественном процессе, во многом ограниченных «Садовым кольцом» и «Невским проспектом».
Выставка «Три века русского искусства» представлена 100 шедеврами ХVIII, ХIХ и ХХ столетий, которые наглядно демонстрируют основные процессы, протекавшие в искусстве России за три столетия, а также дают представление для посетителей о богатстве коллекции Русского музея. Среди имен авторов – И. Репин, Д.Левицкий, К.Брюллов, И.Шишкин, В.Суриков, И.Левитан, В.Серов, К.Петров-Водкин, К.Малевич, П.Филонов и др.
Естественно, масштаб и размах выставки, ее направленность на донесение шедевров мирового уровня до самых различных слоев населения, требовало и нового подхода в ее информационном сопровождении со стороны Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева.
Работы по подготовке информационного сопровождения выставки начались еще задолго до ее открытия. Для этого руководство Радищевского музея и отдела по развитию музея в середине ноября 2003 года посетили Нижний Новгород, где в то время открывалась первая экспозиция выставки “Три века русского искусства”, с целью ознакомления с нею, а также проведения предварительных переговоров с ее авторами.
На втором этапе, в январе 2004 года Саратов посетила делегация сотрудников Русского музея, для решения стратегических и практических задач открытия и продвижения выставки. Во время этого визита было проведено несколько рабочих встреч, на которых отрабатывались различные моменты, связанные с техническими деталями организации выставки и проведения ее PR-кампании. В это же время на сайте “Новости Радищевского музея” был дан анонс программы “Россия” Русского музея, первый пресс-релиз выставки и опубликовано интервью с координатором комплексной программы сотрудничества Русского музея с художественными музеями России – Натальей Михайловной Кулешовой.
Третий этап начался в феврале 2004 года, сразу после отъезда представителей Русского музея из Саратова. С этого времени практически все сотрудники отдела по развитию Радищевского музея было вовлечены в работы по подготовке информационной составляющей выставки. Был составлен развернутый список средств массовой информации Саратова и Саратовской области, которые затем получили информационные пакеты с различными материалами, объявлен конкурс для журналистов, на самую интересную и оригинальную публикацию об этом событии. На сайте “Новости Радищевского музея” стала регулярно, не менее двух раз в неделю, отражаться различная информация по процессу подготовки выставки. В конце февраля был выпущен специальный электронный информационный бюллетень музея, посвященный выставке, в который вошел пресс-релиз выставки и ее афиша, отражена программа открытия, биографии наиболее известных художников, экспонируемых на выставке, представлена виртуальная галереи наиболее популярных картин. Данный электронный бюллетень был разослан по многочисленным адресам представителям СМИ, общественности и в различные музеи России.
На этом же этапе было предложено совместно с выставкой открыть в Радищевском музее Интернет-Арт-Кафе “Виртуальный художественный мир”, которое могло бы привлечь юных посетителей и дополнить их представление как о самой выставке и ее художниках, так и дать возможность совершить виртуальные экскурсии по Русскому музею и другим музеям мира. Работа по поиску партнеров, финансовой поддержке, технической и ресурсной организации данного Интернет-Арт-Кафе проходили в оперативном режиме и заняли по времени не более одного месяца. Кроме этого, для информационного сопровождения выставки был приобретен информационный сенсорный киоск, который занял место при входе на экспозицию и явился своеобразным виртуальным путеводителем по ней.
Четвертый этап по информационной поддержке настал в начале марта, во время проведения торжственных мероприятий посвященных открытию выставки. Для их проведения из Санкт-Петербурга прибыла большая и представительная делегация сотрудников государственного Русского музея, друзей и спонсоров музея, артистов и музыкантов из ведущих коллективов северной столицы.
Открытие выставки предваряла большая совместная пресс-конференция руководства двух музеев, а также министра культуры Саратовской области, на которой присутствовали представители практически всех средств массовой информации Саратова и области, а также центральной печати. По ее завершении была проведена пресс-экскурсия по выставке, где представителями Русского музея было рассказано о концепции и основных картинах выставки.
В старые добрые времена с момента открытия выставки любой музей практически сворачивал работу по ее информационной поддержке, так как считалось, что сама выставка должна говорить сама за себя. Но в нашем случае, Радищевский музей не только не свернул информационную поддержку выставки, а еще больше усилил ее новыми формами предъявления.
Для этого, на пятом этапе, с 5 марта по 9 мая, во время проведения самой выставки в стенах музея, было предложены и развернуты сразу несколько проектов и акций информационного сопровождения.
1. Информационный сенсорный киоск с компьютерной программой “Выставка “Три века русского искусства в Саратове”
2. Интернет-Арт-Кафе “Виртуальный художественный мир”
3. Ежедневный телевизионный проект “Картина дня”
4. Видео-акции “Музей на экране”
5. Интернет-проект “Представляем выставку”
6. Интернет-акция “Найди счастливый билет!”
7. Радио-акция “Счастливый билет!”
8. Музейный киоск по продаже сувенирной и информационной продукции.
Каждая из этих акций и проектов были направлены на самую широкую аудиторию и носили постоянный характер.
В целом, за два месяца работы выставки "Три века Русского искусства" её посетило более 40 тысяч посетителей. Благодаря рекламе в районных и городских СМИ Саратовской области, в Радищевском музее побывало большое количество жителей, живущих не только в Саратове, но и вне его, специально приезжавших в музей посмотреть шедевры художественного искусства.
Все эти показатели говорят о том, что грамотно построенная и постоянно усиливаемая информационная поддержка совместного музейного проекта, с разнообразными формами ее предъявления, может и должна приносить свои плоды.









 

 
  © АДИТ, 1997-2004