АДИТ-2009. Тезисы доклада
Тема: "09. Новые функции библиотек в информационном обществе"
Ивашкин Сергей Николаевич
  Москва
  ЦБС №3 ЦАО г.Москвы Музей-лаборатория
  методист
  Тел.: 8-499-241-51-85
  Факс: 8-499-241-51-85
  E-mail: thammasat@yandex.ru

Место электронных презентаций в экскурсионной и проектной работе Музея-лаборатории «Я открываю мир книги» в Центральной библиотеке им.Н.А.Добролюбова.

В ноябре 2008 г. официально открылся Музей-лаборатория «Я открываю мир книги». Накопился опыт работы с инвалидами, школьниками. Созданы электронные презентации, которые помогают воспринимать историю книги, художественное оформление книги.
Библиотечное попечительство над выбором читателя, средой читательской зоны устанавливает родительско-детские ролевые отношения патроната. Это не может не быть замечено особенно взрослеющими детьми, подростками. В этой схеме уже заложен конфликт интересов. Недовольные читатели явной системой патронирования уходят из сферы библиотечного коммуницирования. Они начинают искать другие пути получения информации.
Но явно доминирующей форме консервативной конструкции библиотечной коммуникации удается сохранять и довольно успешно выполнять свои функции.
Библиотека производит некую систему посланий обществу формирующих позитивное ожидание читателей от встречи. В чем полезность чтения, полезность посещения библиотек? Есть очевидные ответы на эти вопросы. Чтение позволяет двигаться вверх в «социальном лифте», чтение улучшает качество жизни. Но само чтение должно быть не беспорядочным, а системным. Стремясь уйти от форм патроната библиотекари пытаются предоставить большую свободу читателям коммуницировать друг с другом, с культурным наследием в открытой среде общения.
Центральная библиотека №36 им.Н.А.Добролюбова имеет хорошую репутацию у многих поколений москвичей и продолжает ее из года в год подтверждать. Вот почему библиотека хорошо известна в своей сфере. Повторяемость обращений читателей к фонду библиотеки, ее посещаемость
служит подтверждением высокого качества и репутации ЦБ.
Экскурсионная работа библиотеки порождает такую форму читательской активности как «библиотечный туризм». «Туристы» в культуре – это те, кто делает первые шаги в начале пути повторяемости обращений. Таким образом, они могут инкорпорироваться в читательскую среду библиотеки. Им предоставляется такой шанс.
Вхождение в библиотеку будущего читателя как «туриста» на экскурсию «Библиотеки в домах-памятниках» предполагает поставить его перед дилеммой: уйти навсегда после первого шага или вернуться и стать постоянным читателем.
«Туристы» в учреждениях культуры – это анонимные одноразовые посетители массовых мероприятий, концертов, выставок, лекций. Такие посетители в библиотеке ограничены в своем выборе. Осознав это, они становятся постоянными читателями. Тем самым они увеличивают диапазон своего выбора, доступа к знаниям, информации, культурному наследию. Повторное посещение экскурсий «Библиотеки в домах-памятниках» позволяют решить поставленную задачу музейной педагогики самоорганизации и самоконтроля качества в процессе самообучения.
Описания, методика проведения экскурсий должны дать наиболее исчерпывающее представление для успешного самообучения. Для того, чтобы определить качество экскурсии участнику необходимо самому попробовать принять участие в подготовке и проведении этого действия музейной педагогики самообучения.
Желание начать читать книги по архитектуре у читателей-участников возникает как результат внимания к организации, к самостоятельной подготовке экскурсий, а позже как потребность, как ответ на возникший, пробудившийся интерес к культурному наследию.
Проводимый цикл экскурсий «Библиотеки в домах-памятниках» знакомит читателей, детей и их родителей с историей и архитектурой московских домов, литературными домами-памятниками. Экскурсия делится на несколько частей: архитектурную, историческую, литературную, дискуссионную.
Экскурсии проводятся в целях исполнения принятых в ЦБС №3 ЦАО Программ «Я открываю мир книги», «Музей-лаборатория. Редкая книга» в Год семьи и для привлечения к чтению детей и их родителей, для формирования новой культурной среды в городе, выработки современной читательской парадигмы, для самообучения читателей началам экскурсионной деятельности в библиотеках ЦБС №3 ЦАО.
Проведение экскурсий «Библиотеки в домах памятниках» для детей и родителей, а также экскурсий по авторской методике самообучения родители – детям, дети – родителям организовано по адресам:
1.1. в ЦБ им. Н.А.Добролюбова Смоленская пл.13/21
1.2. в ДБ №23 им.А.М. Горького, Новый Арбат д.30/9
1.3. в библиотеке-филиале №25 им.Е.А. Фурцевой, Фрунзенская наб.д.50
В ходе экскурсии рассказывается история «домов-памятников», акцентируется внимание на архитектурной композиции и декорации.
Специфика методики экскурсионной работы библиотеки ЦБС №3 ЦАО - это самообучение читателей. Участники в процессе экскурсии по выданным листам-карточкам сами находят архитектурные элементы. Показывают друг другу, читают определение, заполняют карточки задания: адрес, особенности. В результате экскурсий участники знакомятся со значением, происхождением, функциями таких элементов как квадрифоль, картуш, контрфорс, аркбутан, портал, архивольт, капитель, откидное крыльцо, фронтон (разорванный фронтон), муфтированная колонна, люнет, тимпан, дантикулы, аркатурный пояс, кессон, ионический киматий, руст, замковый камень, волюта, крабб, фиал, крестоцвет, вимперг, конха апсиды, изразец и др. Новые слова обогатят архитектурный лексический минимум читателей участников занятий, разнообразят их культурный досуг.
Руководитель готовит тему, вводное слово, маршрут. Общая тема экскурсионной работы звучит как «Архитектурная композиция и декорация»
Данные проект состоит из цикла 20 экскурсий.
Мы предоставляем читателям ЦБС №3 ЦАО возможность познакомиться со следующими темами экскурсионных прогулок. Эти занятия предваряются книжными выставками об архитектуре, истории и литературе.
1. Античные мотивы московского классицизма. Ордерная архитектура.
2. Барочная тема. Элементы декора барокко.
3. Готические элементы в храмовом и жилищном строительстве. Католические храмы и доходные дома начала ХХ в. Аллюзии псевдоготики.
4. Деревянная архитектура. Классицизм и модерн. Декоративность наличника и функционализм стропил.
5. Модерн. Ограды, фасады, декор интерьеров. Оплывающие формы. Особняк Рябушинского архитектор Ф.О.Шехтель ныне музей М.Горького. Творчество А.С.Голубкиной.
6. Неорусский стиль. Политехнический, Исторический (В.И.Шервуд), Биологический музеи, Рижский вокзал.
7. Древнерусская архитектура. Аркатурный пояс. Гирька, откидное крыльцо.
8. Изразцовая декорация храмовой и городской архитектуры.
9. Архитектура метро. Мифология Большого стиля. Барочные мотивы станции «Комсомольская» кольцевая. «Византийская» мозаика.
10. Садово-парковая архитектура. Философия сада и парка. Регулярный французский и природный английский парки. Павильонная архитектура. Ботанические сады. Японский сад.
11. Символизация в архитектуре. Знаки стиля, времени, власти. Анимализм. Львы, единороги, фантастические животные.
12. Конструктивизм в архитектуре. Плоские кровли. Утилитаризм и функционализм. Промышленная символизация. Здания метафоры. Кинотеатр «Ударник» - трактор, клуб Русакова – шестеренка (архитектор Константин Мельников).
13. Промышленная архитектура. Начальный этап, скрывающий функциональность под декором псевдоготики или декором псевдороманских элементов. Второй этап раскрывающий, обнажающий героику труда.
14. Современные технологические здания. Дома-машины.
15. Рельефы, маски, скульптуры как декоративные элементы. Их типология. Закономерности размещения. Стилевые соответствия.
16. Типология монументального искусства. Расположение в пространстве. Постаментный и беспостаментный тип памятника. Рельеф, барельеф, памятная доска. Объект изображения как принцип типологизации. Памятник авторам, героям, актерам, врачам, прославленным механизмам (танки, пушки, броневики).
17. Часы в архитектуре. Актуальность пространства во времени.
18. Башни и вертикаль города. Колокольни, каланчи, смотровые площадки.
19. Монастыри. Фортификационные сооружения. Некрополи Донского (с 1591 г.) и Новодевичьего (с 1524 г.) монастырей. Данилов (основан в 1282 г.), Ново-Спасский монастырь ( с 1490 г. на современном месте). Типы монастырских построек: крепостные стены, башни, надвратные церкви, собор, дом игумена-настоятеля, трапезная, братский или сестринский корпус.
20. Градостроительные планировочные решения: бульвары, площади. Специализированные распланированные пространства (город в городе). Университетский городок (МГУ), больничный (Сокольники), выставочный (ВДНХ), спортивный (Лужники), деловой (Сити). Сравнение с мегаполисами по планам Лондона, Парижа, Берлина и др.
Читателям предлагается экскурсия-прогулка по следующему плану:
1.Вводное слово руководителя. Объяснение темы.
2.Выполнение задания.
3.Подведение итогов.
Цикл экскурсий прогулок обучает читателей ЦБС № 3 ЦАО не только называть «эти штучки» своими именами (архитектурными терминами), но и позволяет видеть элементы, которые, являясь цитатами Большой культуры, для жителей выстраиваются в новую оптику видения бытия московского мира.
Московский классицизм цитирует ордерную архитектуру Древней Греции, сталинский ампир использует кроме античной архитектуры элементы возрожденческих фасадов, элементы барокко, отдельные комплексы доходных домов начала ХХ в. декорированы готическими элементами (квадрифоли, химеры, скульптуры) отсылают к готике, стилевое разнообразие павильонов и станций московского метро отсылает как к традициям храмового искусства («хранение» символов побед, оружия, наград, использование витражей, мозаик), так и к дворцовым интерьерам.
В помещении читального зала Центральной библиотеки им.Н.А.Добролюбова мы можем видеть разделку потолка на кессоны. Во фризе использованы: ионический киматий (иов, ионика), дантикулы. Второй этаж хранения выполнен как сплошной ряд балконов, огражденных балюстрадой. Интерьер читального зала решен как европейский и отсылающий английскому типу библиотечного пространства. Одновременно интерьер можно назвать цитатой палаццо итальянского ренессанса. Идея итальянского палаццо, дворца-дома долго владела умами зодчих сталинского ампира. В том числе и автора проекта дома Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959), где располагается ЦБ им. Н.А.Добролюбова. Это смешение стилей весьма характерно для российской традиции зодчества, особенно Москвы, где поиск нового стиля часто понимается как синтез уже известных типов построек.

 

 
  © АДИТ, 1997-2009