АДИТ-2009. Тезисы доклада
Тема: "11. ИКТ и научно-исследовательская работа"
Назарова Лилия Рашидовна
  Москва
  Московский Государственный Институт Электроники и Математики (ТУ)
  к.п.н., доцент кафедры ИиМГ
  Тел.: +7 (495) 2352109
  E-mail: lili_nazarova@mail.ru
 
Жданов Владимир Сергеевич, МИЭМ, д.т.н., проф.
Попов Олег Николаевич, МИЭМ, д.т.н., проф.

Формирование гипертекстовой структуры веб-сайта

Композиционная деятельность по созданию веб-сайта направлена на организацию элементов художественной формы (текста, двухмерной и трёхмерной графики, аудио- и видеоматериалов) и соподчинения друг другу его компонентов. Это позволяет достичь определенной гармонизации пространства веб-сайта как творческого продукта, сформулировать и уточнить эмоционально-образную структуру и характер звучания и планировать особенности потребительской культуры.
Чёткое, грамотное изложение материала и вялое бормотание вызовут противоположные реакции слушателей. В самом начале важно определить, какой образ сформируется в сознании посетителя веб-сайта на этапе первого знакомства, при беглом взгляде: стабильности и надёжности, лёгкости и беззаботности, изысканной элегантности, детской непосредственности или какой-то иной. Внимание различных категорий посетителей из разных социальных, профессиональных, возрастных групп можно привлечь и удержать грамотно оформленными текстовыми материалами, оптимизированной графикой, использованными к месту анимацией и иллюзией трёхмерности. Перед веб-дизайнером стоит сложная задача: организовать веб-сайт не только правильно с точки зрения качества содержания, но и потребительского удобства навигации и структурирования материала.
Большинство посетителей, прежде чем начать внимательно изучать текст, пытаются уловить суть изложенного материала, т.е. просматривают веб-сайт «по диагонали», следовательно, нужно оформить его так, чтобы ключевые моменты сразу бросались в глаза. Обязательные требования — членение материала и упорядочивание элементов. Охватывая взглядом страницу, посетитель видит в первую очередь структуру. Беглое чтение зависит от ширины полосы набора и интерлиньяжа, от количества колонок и табуляций, от свободного пространства на странице — т.е. от композиционного построения. Хороший дизайн не кричит.
Целесообразно организованная страница веб-сайта получается красивой. Строка в колонке не должна быть длиннее 150-170 мм. Очень важно для удобочитаемости количество знаков в строке, оптимально — от 50 до 60. Длинные строки не только усиливают горизонтальное членение, но и утомляют зрение. Короткие строки узкого столбца заставляют глаз слишком часто переходить на нижний уровень, а также увеличивают количество переносов и неравномерность межсловных пробелов.
При маленьком интерлиньяже (межстрочном расстоянии) строки сливаются, текст становится плотным, невыразительным, серым. Большой интерлиньяж несколько замедляет чтение и акцентирует линейное восприятие и контрформу (белый незаполненный фон). В современном типографическом дизайне очень популярны большие пробелы — пустое пространство на странице, например, между полосой текста и иллюстрацией. Это не пустота незаполненного фона, а важный элемент дизайна. По восточной философии пустое пространство определяет сущность формы: сущность горшка в пустоте внутри, без неё это просто комок глины; сущность дома не в стенах, окнах и дверях, а в том, что находится между ними.
Распределение информации между несколькими веб-страницами, связанными друг с другом посредством гиперссылок, может способствовать сокращению текста без ущерба глубине рассмотрения вопроса. Каждая отдельно взятая страница может быть достаточно лаконичной, и, в то же время, всё гиперпространство в совокупности может содержать значительно больший объем информации, чем можно передать в печатном издании. Длинные и подробные описания могут быть перенесены на вторичные страницы, доступные посредством гиперссылок. Доступ к информации, представляющей интерес для ограниченного круга посетителей, также может быть обеспечен посредством гиперссылок, не затрагивая тех из посетителей, которые не испытывают потребности в этой информации.
Гипертекст не следует использовать для разбиения длинного повествования на отдельные страницы. Необходимость загрузки нескольких страниц замедляет чтение и затрудняет вывод информации на печать. Правильная гипертекстовая структура не должна включать в себя единую логическую последовательность (типа ...продолжение на стр. 2). Вместо этого информацию следует разбивать на логические фрагменты, каждый из которых посвящен рассмотрению отдельного вопроса.
Основополагающим принципом при этом должно быть предоставление пользователю возможности самостоятельного выбора тех сведений, с которыми он желает ознакомиться, и загрузки только страниц, содержащих эти сведения. Иными словами, формирование гипертекстовой структуры должно выполняться на основании анализа целевой аудитории.

 

 
  © АДИТ, 1997-2009