Нужен ли музею виртуальный посетитель?
Обычно, создавая тот или иной музейный интернет-ресурс, его создатели заботятся в первую очередь о дизайне, контенте, удовлетворении самолюбия авторского коллектива и практически не задумываются о тех, для кого он рассчитан – то есть о его будущих посетителях.
Это как с написанием и напечатанием книги, сборника, монографии и т.д.
Задумали, собрали материал, отредактировали, выправили ошибки, нарисовали обложку, нашли издателя и опубликовали. С мыслью о том, что любая книга найдет своего читателя.
А какая у нее будет судьба дальше – на это есть Бог. И если есть отклики, то, может быть, потянем и второе издание. Ну а нет, мы и так о себе заявили. Выразив свои мысли и факты и за это нам - авторам уже большое спасибо!
Ну а если это не книга, а виртуальное издание и даже не издание, так как современные сайты, каталоги, порталы и так далее имеют совсем другие подходы и принципы существования.
Так как же быть в этом случае? Ведь здесь во главу угла встает совсем другой фактор.
Не обыкновенный читатель, а виртуальный посетитель.
И с ним надо работать не единожды, а практически каждый день, заинтересовывая его, ведя с ним коммуникацию, давая ему дополнительную информацию и так далее.
Но ведь для музея это не открытие. Ведь большинство музейщиков каждый день работают с реальными посетителями, создавая для них экспозиции, придумывая и открывая временные выставки, проводя те или иные акции и встречи.
Так в чем тогда разница?
Почему, создавая музейные сайты, мы воспринимаем их как привычные издания и отправляем их в некое неизведанное плавание. Но не как кропотливую и ежедневную работу по удовлетворению интересов тех или иных людей, живущих вблизи или в стороне от нашего музея и приходящих в него не реально своими ногами, а с помощью информационных технологий?
В докладе сделана попытка разобраться с подходами работы музейщиков с реальными и виртуальными посетителями и установить проблемы и причины, которые приводят большинство российских музеев к отсутствию интереса к виртуальному посетителю.
|