АДИТ-2009. Тезисы доклада
Тема: "09. Новые функции библиотек в информационном обществе"
Костанян Светлана Анатольевна
  Москва
  Музеи Московского Кремля
  Зав. отделом Научно-справочная библиотека
  Тел.: (495)695-39-98
  Факс: (495)695-39-98
  E-mail: library@kremlin.museum.ru

Библиотека в музее: обретение новых функций или утрата старых?

Сейчас многие библиотеки стараются позиционировать себя как информационные и культурные центры: активно включаются в оцифровку своих материалов, стараются предоставлять к ним как можно более широкий доступ (в своих читальных залах, в Интернет, участвуют в корпаративных проектах), помогают своим читателям ориентироваться в новых информационных средах, развивают новые услуги для читателей, в том числе устраивают различные творческие публичные мероприятия, ранее неассоциировавшиеся с библиотеками (театральные спектали, концерты). Тот энтузиазм, с которым практически все библиотеки берутся за развитие у себя современных направлений информационной работы, позволяет многим говорить об обретении библиотеками новых функций.

Сегодня развитие технологий и изменение сознания читателей, использующих эти технологии, происходит настолько быстро, что сами библиотеки не всегда успевают за развитием новых тенденций. Особенно эта ситуация характерна для музейных библиотек, которые часто на несколько шагов отстают от библиотек публичных с точки зрения развития и освоения технологий и с точки зрения новых форм взаимодействия с читателями. Библиотека музейная, часто являясь закрытым книжным хранилищем с ограниченным кругом читателей, считает своим огромным достижением факт создания ряда электронных ресурсов, документов, застенчивую попытку участия в корпоративных проектах, отчаянно храброе заявление о желании открыть свои фонды для всех желающих читателей…

В своих попытках хотя бы в чем-то соответствовать "main steam", библиотеки очень часто не осознают, что развитие информационных технологий все больше и больше опережает возможности и даже стремления библиотек и библиотечных работников. А возможности и потребности читателей становятся все более параллеными тем услугам, которые предлагают библиотеки. Все указанные выше современные тенденции, и в самом деле имеют место, но характерны скорее для начального периода развития информатизации в библиотеках. Сейчас и мелкие музейные библиотеки и крупныепубличные библиотеки сделали уже определенный шаг на этом пути, а разработчики компьютерных технологий сделали таких шагов десять! Интегрированные сетевые ресурсы, аккумулирующие цифровые копии кинг, созданные как при участии библиотек, так и без их участия, легкая и доступная система поиска информации в нихстановяться все более популярны у бывших читателей библиотек. (См., например, Book Google Search). Из функций библиотеки уходит функция предоставления книг читателю в пользование. Она заменяется разовым актом оцифровки и размещения ее в хорошей продвинутой поисковой книжной (библиотечной) системе. Все идет к тому, что такие системы станут доступными, отрытыми, всеобъемлющими и супер интегрированными. Социологические исследования говорят о том, что ВСЕ склонны как можно больше информации получать из Интернет. В библиотеку идут в самом крайнем и особенном случае или просто от незнания и неумения работать с новыми поисковыми системами. У библиотекарей появляется функция обучения и консультации таких "непродвинутых" читателей. Но эта функция, как и функция создания цифровых ресурсов РАЗОВАЯ. Когда все ресурсы окажутся сосредоточенными в крупных интегрированных системах, поисковый аппарат в этих системах упростится и облегчится до минимума, "непродвинутых" пользователей не останется, что останется библиотеке? Вот и появляются у библиотеки новые небиблиотечные функции (выставки, концерты, спектакли) - это способ самосохранения. И еще остается надежная функция сохранения наследия - это немного утешает, особенно музейных библиотекарей.

В 2009 году в Музеях Московского Кремля проходило социологическое исследование посвященное изучению информационных потребностей и запросов посетителей музея. Часть вопросов была посвящена исследованию роли библиотеки в удовлетворении информационных потребностей посетителей музея. Предварительные результаты показали, что посетители музея не воспринимают музейную библиотеку как то место, где они могли бы расширить и пополнить свои представления о коллекции музея, получить дополнительную информацию по темам связанным с историей и т.п. Желание музейной библиотеки открыть свои двери и фонды для посетителей музея вызвало у респондентов недоумение и неприятие. Большинство респондентов назвало Интернет как наиболее желательный источник информации по всем вопросам, касающимся музеев, включая их научно-исследовательскую деятельность.

В сложившейся ситуации более уместно не говорить с оптимизмом о новых функциях библиотеки, а констатировать скорую утрату библиотеками многих своих основных функций. Необходимо придумывать способы и пути самосохранения.

Конечно, Екатерина Юрьевна Гениева в своей известной работе "Библиотека как центр межкультурной коммуникации" уже констатировала сложившуюся опасную ситуацию и предложила пути ее решения: "Современные библиотеки действуют в конкурентной среде. Функции, которые ранее выполняли только они, сейчас, в эпоху технической революции в сфере коммуникаций, готовы оспаривать иные учреждения - информационные агентства, электронные издательства, цифровые архивы. Если библиотеки по-прежнему будут культивировать исключительно накопительные, охранительные и информационные задачи, они со временем могут быть поглощены новыми структурами или полностью ими заменены. Библиотеки, понимающие свою миссию как миссию творцов и медиаторов поликультурного сознания в новом мире, обеспечат не только потребности своей аудитории, но и свое уникальное и невосполнимое место в ряду востребованных социальных институтов".

 

 
  © АДИТ, 1997-2009