АДИТ-2009. Тезисы доклада
Тема: "12. Цифровые музейные коллекции в образовательных программах"
Рубашкин Дмитрий Давидович
  Санкт-Петербург
  АНО "ИЦ "Технологии современного образования"
  Директор
  Тел.: (812) 323-84-27
  Факс: (812) 323-84-27
  E-mail: kin@mart.spb.ru
 
Кондратьева Ирина Николаевна, директор АНО "Мультимедиа-студия "Март"

"Организация коллективной работы с цифровыми ресурсами в образовательной среде. Программные инструменты учебной и творческой деятельности"

Уже давно ни у кого не возникает сомнений в том, что компьютерные технологии способны привнести в музейный процесс новые, дополнительные возможности. Сегодня практически каждый музей имеет виртуальные представительства в Интернет или компьютерные (просветительские, образовательные, игровые) электронные издания; лекционная, экспозиционная и выставочная деятельность проводится в сопровождении мультимедийных ресурсов. Однако подавляющая часть создаваемых программ выполняет, в первую очередь, информационно-презентационные функции, предполагающие пассивное восприятие информации. Этой же особенностью обладает и значительная часть программ, которые позиционируются как образовательные. Игровые программы, включающие механизмы интерактивности, в большей степени побуждают к познавательной деятельности. К сожалению, в них часто реализуются очень жесткие траектории выполнения заданий. От выполняющего, как правило, требуются знания, интуиция, быстрота реакции, и лишь в незначительной степени – способности к анализу, исследованию, логическому рассуждению. Еще одной характерной чертой подавляющей части существующих компьютерных программ можно назвать то, что они адресованы индивидуальному пользователю и, как правило, не предполагают коллективного выполнения заданий. Вариант совместной работы педагога и учащегося, родителя и ребенка не входит в набор моделей, на который ориентирован разработчик.
Во многих музеях для развития аналитических и творческих навыков используются разнообразные традиционные групповые методики, но практически всегда работа идет без применения информационных и коммуникационных технологий. Это вызывает сожаление, так как за последние годы цифровые коллекции музейных и образовательных ресурсов становятся все более объемными и доступными; крупные российские музеи передают электронные репродукции своих коллекций для использования в образовательных целях через Интернет. Однако отсутствие мультимедийных инструментов, предназначенных для учебной, исследовательской, творческой деятельности на материале музейных цифровых коллекций, а также методических разработок, посвященных организации образовательной и творческой деятельности в музейной среде (а также, и в школьном пространстве) значительно ограничивает возможности педагогов.
В ходе доклада на обсуждение аудитории будет предложен комплект мультимедийных инструментов, способствующих внимательному "рассматриванию" и "исследованию" электронных репродукций, соединению между собой различных медийных объектов (текстов, иллюстраций, аудио- и видеофрагментов, анимационных сюжетов и т.п.), например, для составления лекций и сочинений, творческих работ, содержательного комментирования изображений и т.п. Отдельно предполагается обсудить возможные варианты (включающие технологическое и программное обеспечение) организации творческой групповой работы в музейном образовательном центре и, возможно, в школьном классе с использованием мультимедийных инструментов деятельности.

 

 
  © АДИТ, 1997-2009