АДИТ-2011. Тезисы доклада
Тема: "01. Культурное наследие и ИТ на постсоветском пространстве"
Бушев Александр Борисович
  Тверь
  филиал ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет"
  доцент
  E-mail: alex.bouchev@list.ru

Художественный опыт и Интернет

К восприятию и интерпретации произведений искусства должна подводить собственная работа. Полезны музейные мероприятия, вернисажи, ночи музеев, арт-перфомансы, походы на выставки, в музеи и «насмотренность». Возьмем прекрасные выставки, состоявшиеся в Москве за последний год – это и «Сокровища музеев Будапешта», и Пикассо из Парижского музея, это и выставка эскспрессиониста Марко Ротко, и выставка «100 лет перфомансу» в Гараже, и выставка современного французского искусства из собрания центра Помпиду RES PUBLICA, и выставка вхутемасовца Александра Лабаса, и выставка современного нью-йорского художника Ричарда Хэмлтона. На интересных экспозициях были представлены Петр Кончаловский, Зинаида Серебрякова….А какие новые интересные художественные площадки – и Московский музей современного искусства, и Государственный центр современного искусства, и центр современной культуры «Гараж», и «Арт-стрелка», и «Винзавод», и московский дом фотографии..

Художественный опыт формирует представление о классике современности: представлены в новейших течениях на Крымском валу оказались. Инфанте, Кабаков, Соков, Косолапов, Пригов, Мироненко, Шабуров, Мизин и даже Кулик.

Новые художественные площадки нового эскперисментального искусства обсуждаются в журналах «Артхроника», «Ди», «Третьяковская галерея», имеют представительства в Интернете, обсуждаются в блогах. Учеными сегодня активно обсуждается информатизация и интернетизация, анализируются подходы к созданию в России эффективной информационно-образовательной среды, раскрывается проблематики электронных ресурсов образования, формирования и функционирования виртуальных сообществ в России. На повестку дня ставится уже не только и не столько факт внедрения новых информтехнологий, а их эффективное использование в различных сферах жизни общества, в педагогике. В самом деле – каковы они, технологии интернет-арт-образования? Насколько они призваны заменить и заменяют традиционные технологии? Как меняется сам субъект образования в связи с современной экранной культурной? Каковы прогнозы в отношении глобального информационного общества? Всемирная паутина соединила поверх национальных барьеров тысячи информационных сетей и миллионы компьютеров. Сама глобализация стала возможной только с развитием технологий обработки, хранения , поиска и передачи информации. Интернет превращается на наших глазах в гипернет – гипермедийную инфокоммуникационную инфраструктуру становления качественно нового мира, определяющей характеристикой которого является универсализация принципов международных взаимодействий в различных сферах человеческого общежития - и прежде всего, в экономике, политике, праве, науке, образовании, культуре и социальной сфере. Благодаря «всемирной паутине» ноосфера из философской абстракции становится реальностью повседневной жизни. В науке сегодня интернет превратился в органичную сферу научно-образовательного процеса, вне которой уже невозможно представить существование науки и функционирование системы образования, профессиональное развитие исследователей и преподавателей. Создаются электронные университеты, академии, школы, обучающие порталы, конференции и т.д. Обсуждается, насколько процессы глобализации способствуют размыванию этнических границ, исчезновению языков и культур малочисленных народов, например, насколько интернет подавляет национальные культуры и способствует их поглощению мировой, точнее американской культурой, или, наоборот, расширяет духовное многообразие человечества, позволяет заявить о себе и «открыться» культурам малочисленных этносов, оживляет культурный обмен.

Так особенно ярко в последние годы заявляет о себе актуальное искусство, концептуализм. За последние годы актуальное искусство получает особую рефлексию и в культурологии и искусствоведении. К этой рефлексии приближается и философская и социологическая рефлексия визуального (например, во французской семиотике, в группе петербургских философов центра «Медиафилософии», в серии книг «НЛО» и др.).

Местом осмысления актуального искусства, кроме художественных
институций, стал и Интернет. В Интернете представлены нашумевшие проекты последних лет. Сайт центра современной культуры «Гараж» позволяет найти ссылки на проходившие культурные проекты недавнего времени и сегодняшнего дня (например, выставку И. и Э. Кабаковых, проект «Русская утопия и футурология» и т.д.). Сайт позволяет проследить само формирование центров современной культуры путем редевелопмента промышленных объектов (аналогично «Красному Октябрю», «Винзаводу»). О создании арт-кластеров для креативных индустрий говорят культурологи, ссылаясь на позитивные примеры в постиндустриальных городах Европы (изменившийся облик Лилля, Ливерпуля. Манчестера и т.д.)

В сети Интернет представлена информация о галереях «Винзавода», о наиболее значимых выставках. Показателен сам интерес публики, порой весьма в художественном отношении продвинутой, к феномену фотографии, видеоарта, инсталляций.
Большую работу по популяризации современного искусства проводит ГЦСИ. Информация о коллекциях и мероприятиях также представлена в сети. Показательно проведение большой лекционной работы, позволяющей не только видеть, но и понимать увиденное, соотносить с тенденциями искусства последних десятилетий.
Хороший сайт с демонстрацией каталога произведений галереи и раздражающим текстом создан для первого частного музея современного искусства art4 ru.

Показательна деятельность отдела современных течений Третьяковской галереи. Есть и прекрасный блог сотрудников отдела с массой иллюстраций. В деятельности, курируемой этой художественной институцией, необходимо выделить внимание к соцарту (проекты «Соцарт», «Сообщники», «Русский поп-арт») – в движении от Комара и Меламида до Виноградова и Дубосарского. Показателен интерес к гибридному креолизированному тексту художественного произведения (Э. Булатов со стихами Вс. Некрасова), исследованию социальной ментальности (И. Кабаков). Другим направлением , вызывающим рефлексию, является московская абстракция и ее динамика. Одинокий и жалкий абстракционист с горячечными видениями и непомерными социальными амбициями путешествует по альбомам Кабакова, часто мелькает в творчестве Комара и Меламида, Герловиных – Сокова, а затем переходит в работы Альберта, «мухоморов» и «медгерменевтов».

Культуртерегрская работа О. Свибловой по представлению языка современной и исторической фотографии в рамках фотобиенале и биенале современного искусства общеизвестна –она получила освещение в современной прессе. Эта институция познакомила Россию с творчеством Хорста, Картье-Брессона, Ньютона, Мун, Юфер, воссоздала интерес к истории фотографии (бр. Булла, Родченко, Бальтерманц). Первые фестивали удовлетворили визуальный голод россиян - на год-два предварили появление десятков хорошо изданных журналов. Характерно создание видеоколлеции. Показательны и проведения Фотобиенале Русского музея (СПб,2009) и деятельное внимание к собранию современного и актуального искусства в Русском музее.

Существует сайт московского музея современного искусства, и, прежде всего, той части коллекции, которая находится на Петровке. Интересное здание – особняк Шубина – также перепрофилировано из особняка крупного промышленника, использовавшегося под гимназические классы (арт-объекты экспонируются в иной среде). В экспозиции, посвященной десятилетию музея, это нашло интересное решение.
В музейной жизни участвуют и такие классические музеи, как Русский музей, Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Выставки «Россия и Италия», «Россия- Польша», выставки импрессионистов, Модильяни, Пикассо, Шагала, Леже, Кандинского, Краснопевцева, Зверева, Экстер, Малевича показывают контекст художественной культуры Нового времени.
Из журналов, помогающих понять современное искусство, отметим «Арт-хронику», «Фотодело» и «Фотовидео».

Современные формы – видеоарт, соцарт, артобъекты, инсталляции, арт-перфомансы, фотографии и т.д. – отличает желание кураторов вписать русское искусство в традиции русского авангарда, всего течения русской и европейской живописи и изучать его в связи с арт-рынком.
Новые имена творцов искусства последней четверти двадцатого века присутствуют в прекрасной книге И. Кабакова, в книге Н. Молевой об Э. Белютине, в авторефлексии художников. Показательно внимание и изучение метапоэтики - представлений художников о творчестве, самих художественных манифестов. Осмысляется то, что вошло в русское искусство в конце двадцатого и в первое десятилетие двадцать первого века, то, что появилось в галереях (Булатов, Кулик, Кабаков, Бугаев-Африка, Нахова, Виноградов и Дубосарский, Врубель и Тимофеева, Салахова). Осмысляется и то, что уже стало историей (Краснопевцев, Рабин, Новиков, Зверев).

Показательно, что на этом фоне не затерялись, а по-новому зазвучали замечательные художественные новаторы двадцатого века – Лентулов, Машков, Кончаловский, Кузнецов, Фальк, Ларионова, Гончарова, Попова…
Необходимо знать и явления искусства, не представленные в музеях. Скажем, есть великолепные искусствоведческие альбомы – «Акварель и рисунок второй половины XIX – начала XX веков собрании Третьяковской галереи», «История русского балета» в рисунках М. Ларионова. Почти все эти рисунки первого альбома– Левитан, Нестеров, Пастернак, Серов, Бенуа, Сомов – не экспонируются в Третьяковской галерее, скрыты от глаз зрителя в запасниках. А ведь их начал собирать еще основатель галереи знаменитый Третьяков. При нем в собрании появились Врубель, Добужинский, Бакст, Сарьян, Серебрякова, Ларионов, Остроумова–Лебедева, Лентулов, Куприн, Петров-Водкин… Сегодня эти рисунки невозможно увидеть на экспозиции в музее. Без рисунков Ларионова невозможно представить балет серебряного века.

Преображается полиграфическая база, арткритика, художественные издания. Великолепен, например, альбом, подытоживающий тридцатилетнюю работу над экспозицией «Акварельные портреты 19 века» - известной в свое время выставке, которую увидели Москва и Петербург, Париж и Флоренция. Судя по прекрасному альбому, выставка была достойна внимания. Рядом хорошо изданный – примета полиграфии наших дней – альбом, посвященный самому значимому всплеску новаторства в отечественной живописи : 1920-1930. Альтман, Анненков, Бурлюк, Гончарова, Дейнека, Кустодиев, Татлин, Тышлер, Удальцова, Филонов…За каждым именем -–судьба, борьба школ, направлений, стилей., платформа– кто теперь ее уже помнит? Ушли в историю эти платформы МАКОВЕЦ, ЗОРВЕД, ОБМОХУ, ОМХ….А художники и их картины всемирно известны. Всему этому может и должна найтись площадка в формате новых информационных технологий.

 

 
  © АДИТ, 1997-2011