АДИТ-2011. Тезисы доклада
Тема: "05. Автоматизированные ИС в управлении и развитии музея"
Правдина Мария Борисовна
  Санкт-Петербург
  СПбГУК Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
  зав.сектором учета и хранения
  Тел.: (812) 272-5758
  Факс: (812) 272-2034
  E-mail: maria_prtavdina@mail.ru

Влияние автоматизированной информационной системы на коммуникацию в музее. (Из опыта администратора БД)

Мой приход в музей в 1996 г. совпал с внедрением информационной системы (КАМИС), поэтому я имею возможность наблюдать ее благотворное влияние на коллектив уже в течение 15 лет. Первыми радость общения с системой познали сотрудники фондов, которые встретили ее появление с необыкновенным энтузиазмом, поскольку облегчались рутинные процедуры оформления учетно-хранительских документов. Компьютеров сначала в фондах было меньше, чем сотрудников, поэтому время работы с системой строго регламентировалось. Я вспоминаю, как мы с моей старшей коллегой и учителем Г.П.Балог очень пристально наблюдали за соблюдением установленного графика работы с базой данных. Дирекция с изумлением тогда заметила, что хранители стали первыми приходить на службу и последними уходить.
Не знаю, насколько показательным является наш музей, но его внутренняя организация весьма демократична, что отразилось на работе с информационной системой. Постепенно все отделы музея были оснащены компьютерами с возможностью работы в КАМИС и с санкционированием доступа в зависимости от должностных обязанностей сотрудника (хранители работают со своими фондами, выставочный отдел - с картотекой временных поступлений, главный хранитель и директор имеют максимальный доступ к системе, отдел учета выполняет также и административные функции). Все научные сотрудники музея могут осуществлять поиск по всей базе и справочникам, но без возможности их редактирования (закрыты также сведения о спец.учете и учетной документации).
В результате подобной организации системы частично изменились функции подразделений музея и перераспределились многие должностные обязанности сотрудников в сторону оптимизации их труда. К тому же значительно потеплели отношения между фондовым отделом и другими службами музея, в частности выставочным и просветительским отделами, значительно сократилось время и трата душевных сил на подготовку выставок и публикаций. База данных по мере заполнения стала внутримузейным справочным ресурсом, востребованным всеми. Особой популярностью пользуются картотеки авторов и владельцев, сведения о правообладателях, а также изображения музейных предметов. Издательский и просветительский отдел работают самостоятельно с постоянно пополняемым банком данных музейных изображений и беспокоят отдел учета лишь в тех случаях, когда им нужно выдать изображения высокого разрешения (на основании служебной записки по согласованию с директором или главным хранителем).
С удивлением приходится констатировать, что открытый доступ к внутримузейному информационному ресурсу всех подразделений музея постепенно становится инструментом саморазвития и совершенствования системы: коллегиально вырабатываются единые стандарты описания предметов и форм вывода, доступ к базе данных начальства стимулирует сотрудников к большей усидчивости и ответственности, первоначально внесенные в КАМИС карточки описания предметов корректируются в сторону улучшения поисковых возможностей системы (заполняется не внесенная ранее информация о лицах и событиях, связанных с предметом, о публикациях), совместно разрабатываются тематический рубрикатор.
Столь активная внутренняя жизнь породила и внемузейную коммуникацию: база данных стала инструментом для работы с издательствами, киностудиями и исследователями в аспекте предоставления им изображений музейных предметов и достоверной информации о них.
Мне представляется, что автоматизированная информационная система постепенно становится прообразом внутренней социальной сети нашего музея.

 

 
  © АДИТ, 1997-2011