АДИТ-2011. Тезисы доклада
Тема: "07. Современные средства отображения информации"
Пролеткин Игорь Викторович
  Саратов
  ПРЦ НИТ СГУ Саратовского государственного университета
  начальник отдела ГИС
  Тел.: 8-845-2- 210-669
  E-mail: proliv@sgu.ru
 
Калинина Людмила Леонидовна, первый заместитель генерального директора Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева
Шпак Мария Евгеньевна, зав. отделом по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева


Информационное (виртуальное) пространство музея

В 2003 году в Москве на конференции EVA-2003 в докладе "Как развиваться музею в современном информационном мире?", в разделе "Среда развития музея" нами была высказана мысль о трех пространствах развития современного музея.
"Если при возникновении музеев, как институции, среда определялась лишь пространством самого музея, то во второй половине XX века, она вышла за его пределы - на улицы и площади городов, и многие музеи стали активно ее использовать, проводя там различные акции, проекты, фестивали, откликаясь на веяние времени. Еще более изменилась среда развития музея в конце XX века с появлением информационного пространства, когда перед любым музеем открылись практически безграничные просторы Интернета. Поэтому, сегодня можно смело назвать три пространства, в которых идет развитие музеев в современных условиях:
• музейное пространство;
• внемузейное пространство;
• информационное пространство".
В дальнейшем, в своих статьях и докладах, мы неоднократно касались развития именно этого третьего - информационного (виртуального) пространства.
“Радищевский музей в виртуальном пространстве”, “Нужен ли музею виртуальный посетитель?”, “Виртуальное и визуальное пространство выставочного музейного проекта”, “Интернет-стратегия Радищевского музея”, “Мониторинг Интернет-ресурсов в музейной деятельности” и некоторые другие материалы.
Все это позволило нам сформулировать свой индивидуальный подход и свою методику по изучению информационного (виртуального) пространства музея.
Начиная с 2002 года, Радищевский музей ведет постоянный учет своих виртуальных посетителей. В начале это были специальные программы-счетчики “SpyLOG” и “HotLOG”, а в 2006 году Радищевский музей подключился к новой системе изучения структуры и посетителей своего сайта - Google Analytics.
Практически за десять лет учета статистики виртуальных посетителей нами было обработано около миллиона посещений сайта (портала) «Новости Радищевского музея”.
При этом каждый среднестатистический посетитель сайта для нас не являлся анонимом, если он не использует специального программного обеспечения для сокрытия информации о себе. В тот момент, когда он, просматривая ту или иную статью на сайте, где установлены программы-счетчики, является объектом пристального изучения.
Что же становится известно о нем?
• откуда посетитель пришел на сайт.
Практически безошибочно система учета и контроля посещаемости определяет сайт, с которого он переходит по ссылке, будь то Яндекс, Рамблер или другой сайт. Данный вид статистики позволяет оценивать эффективность размещения рекламы на том или ином сайте по количеству переходов с этого сайта.
• по какому запросу, набранному в поисковой системе посетителем, он пришёл на сайт.
Программа-счетчик определяет, какой запрос (набор ключевых слов) был набран в поисковой машине, чтобы попасть на сайт. Эта возможность позволяет определять процент перехода пользователей с поисковой машины по тому или иному запросу.
• точка входа на сайт и точка выхода с сайта.
То есть, страница, с которой посетитель начал просмотр сайта и страница, на которой он закончит просмотр сайта.
• страна или регион России, с которого посетитель просматривает сайт.
Определение регионов, из которых приходят на сайт особенно важно при строгой географической привязке рекламной кампании сайта.
• страницы, которые посетитель просмотрел на сайте.
Список страниц, которые, были просмотрены, их количество, и пути движения посетителя по сайту. Более того, счетчики позволяют получать информацию о том, сколько времени посетитель провел на той или иной странице и какие файлы скачал с сайта.
• время, проведенное посетителем на сайте в целом.
Общее время пребывания посетителя на сайте тоже не останется в тайне. В статистических отчетах не сложно определить количество времени, проведенное им на той или иной странице сайта.
• браузер, операционная система, разрешение монитора, количество цветов экрана и т.д.
Эти и многие другие технические параметры также доступны в отчете посещаемости сайта. Причем эти отчеты ведутся в автоматическом режиме и могут быть получены сотрудниками, отвечающими за ведение сайта практически в любое время
Постараемся привести перечень показателей нашего мониторинга аудитории сайта за 10 лет и ее активности:
а) Совокупная аудитория сайта и ее динамика:
• недельная аудитория;
• аудитория месяца;
• сезонная аудитория;
• аудитория за год;
• наиболее активная аудитория;
• ядро аудитории.
б) Активность посетителей за определенный период и динамика активности в сравнении с предыдущими периодами:
• количество хитов;
• количество сессий.
в) Рейтинг поисковых запросов.
г) Глубина и время просмотра сайта посетителями.
д) Структура переходов на различные страницы.
е) География посетителей по России и странам мира.
ж) Интересы посетителей сайта.
з) Рейтинг сайта (по отношению к другим сайтам этой же тематики).
Используемые музеем программы-счетчики содержат качественную и количественную оценку аудитории сайта и позволяют нам правильно позиционировать свой сайт в Интернете, а так же быть в курсе активности его посетителей.
Немаловажное значение имеет для нас не только изучение виртуального посетителя сайта музея, но и данные мониторинга данных по самому информационному (виртуальному) ресурсу.
Так как музейный Интернет-ресурсы включают в себя уже более пяти тысяч страниц информации, то он отражает практически все события и мероприятия, происходящие в музее за последние десять лет. Ресурс имеет очень динамичный характер своего наполнения и развития, и поэтому, одновременно с мониторингом посетителей сайта, мы ведем и мониторинг динамики развития структуры сайта и его содержания. Этот вид мониторинга заключается в отслеживании наполняемости сайта различными материалами, в учете появления новых рубрик и разделов, в отражении на них различных тем и статей, показывающих активность и работоспособность подразделений музея, с последующим анализом полученных результатов и оценкой их актуальности и результативности.
Причем мониторинг опубликованной на сайте информации ведется нами как по музею в целом, так и по отдельным его подразделениям – отделам и филиалам. Вкупе с многочисленными статистическими показателями о посетителях, данная информация дает возможность провести корреляцию между конкретным событием, прошедшим в музее и ответным интересом, который был проявлен со стороны виртуальных посетителей, и понять насколько полно и содержательно была отражена различная музейная проблематика. С другой стороны, учет поисковых запросов и интересов посетителей к тому или иному событию подсказывает для сотрудников музея открытие новых тем и новых форм подачи материала и стимулирует на проведение новых реальных или виртуальных акций.
Перечень показателей мониторинга структуры и наполняемости сайта:
а) Количество опубликованных новостей (за месяц, сезон, год)
б) Количество опубликованных пресс-релизов (за месяц, сезон, год)
в) Количество опубликованных фоторепортажей (за месяц, сезон, год)
г) Количество тематических материалов по проектам
д) Рейтинг посещаемости материалов
е) Появление и наполняемость новых разделов и рубрик
ж) востребованность информации во времени.
Так как вся информация хранится на сайте в виде различных текстовых и графических баз данных и составляет его постоянно наращиваемый архив, то с помощью определенных алгоритмов поиска ее можно быстро находить и со временем использовать для новых проектов музея, группируя в новые темы и разделы.
Все эти материалы в комплексе составляют конкретные данные о структуре и развитии информационного (виртуального) пространства музея и позволяют руководству управлять этим пространством, исходя из постоянно получаемых результатов проводимого нами мониторинга.

 

 
  © АДИТ, 1997-2011