АДИТ-2011. Тезисы доклада
Тема: "01. Культурное наследие и ИТ на постсоветском пространстве"
Пролеткин Игорь Викторович
  Саратов
  Саратовский государственный университет
  начальник отдела ГИС ПРЦ НИТ СГУ
  Тел.: 845-2-210-669
  E-mail: proliv@sgu.ru
 
Э.Н.Белонович
зав. отделом музеефикации
музей-усадьба В.Э.Борисова-Мусатова
Саратовского государственного художественного музея имени А.А.Радищева


География мест пребывания художника В.Э.Борисова-Мусатова

В 2005 году сотрудниками отдела ГИС Поволжского регионального центра новых информационных технологий Саратовского госуниверситета совместно с сотрудниками музея-усадьбы В.Э.Борисова-Мусатова (филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева на Вольской, 33) был открыт проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век" - http://ogis.sgu.ru/ogis/newsrad/musatov/XXI_vek.html .

Этот проект был опубликован во Всероссийском журнале "Музей" №6 за 2007 г. (сентябрь) и, затем, транслирован как на сайте Саратовского государственного университета - http://www.sgu.ru/smi/article127.php, так и на сайте Радищевского музея - http://radmuseumart.ru/news/index.asp?page_type=1&id_header=2571.

Авторы проекта: Э.Н. Белонович – зав. отделом музеефикации “Музей-усадьба В.Э.Борисова-Мусатова” Саратовского государственного художественного музея имени А.А.Радищева и И.В. Пролеткин – начальник отдела ГИС ПРЦ НИТ СГУ.

Одной из задач, которую должен был решить данный проект являлась проектная линия - «Зеленый остров на Вольской, 33».

“Мир художника в XXI веке невидимыми нитями протянется в различные точки планеты. Зародившись в отчем доме, вырвавшись через распахнутое окно, охватив усадьбу, сад, квартал, этот мир насыщает своими красивыми и поэтическими образами любимый город и устремляется за его пределы, пронизывая все, что связано с именем художника, оставаясь в то же время небольшим зеленым островом на огромном пространстве нашей планеты. Цель проекта: сплетя воедино реальную и виртуальную паутину мира художника, не нарушить его гармонии и донести следующим поколениям”.

В августе 2010 года сотрудники университета и музея-усадьбы на сайте “Мир Мусатова” - http://ogis.sgu.ru/ogis/newsrad/musatov/index.html, который расположен на сервере СГУ, начали реализацию той части проекта, которая связана с географией художника.

Для этого, были использованы программные продукты Google Maps и Яндекс-карты, на основе которых была проведена привязка практически всей имеющейся на данный момент информации по географии мест пребывания В.Э.Борисова-Мусатова.

Париж, Массей, Мюнхен, Гамбург, Берлин, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Крым, Кавказ, Саратов и его окрестности, Тамбов, Слепцовка, Зубриловка, Введенское, Подольск, Таруса и т.д.

Всего нами было отслежено и нанесено на электронные карты порядка 40 географических мест пребывания художника в России и в Европе и дана их временная и тематическая характеристика.

Все эти материалы были взяты авторами в первую очередь из монографии нашего земляка Константина Шилова – “Борисов-Мусатов”, изданной в Москве в 2000 году в издательстве “Молодая Гвардия” в серии “Жизнь Замечательных Людей”, а также из тех источников, которые хранятся в различных музейных архивах.

Надо отметить, что это первый в России опыт исследования географии конкретного художника.

Следующий этап проекта – географическая привязка всех музеев и галерей, где хранятся произведения В.Э. Борисова-Мусатова, а также тех мест, где он писал свои произведения.

Их, в силу разных причин, значительно больше и, естественно, значительно больше и их география.

Все эти материалы, позволят отследить не только географическое перемещение, но и понять динамику мироощущения нашего земляка-художника, которое менялось за время короткой, но очень плодотворной жизни, а также последующие воздействие на почитателей его творчества.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, русский художник, родился в 1870 году в Саратове.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890—91 и 1893—95), в петербургской АХ (1891—93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона (1895—98) в Париже. Член (с 1899) и один из лидеров Московского товарищества художников, член Союза русских художников (с 1904).
В зрелый период творчества (начало 1900-х гг.) выработал собственную живописную манеру, сочетавшую глубоко индивидуальную переработку принципов пленэрной живописи с декоративизмом общего решения картины (т. н. "декоративный пленэризм").
Умер в 1905 году. Похоронен в г. Таруса Калужской губернии.

 

 
  © АДИТ, 1997-2011