Ассоциация по Документации и новым Информационным Технологиям
Документация международных организаций
Мультимедийный доступ к Европейскому культурному наследию  Предыдущий  Следующий 
 

1. НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСТУПА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

     СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОСТУПА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

     Культурное наследие, хранящееся в музеях и художественных галереях Европы - одно из самых ценных достояний Европейского союза. В Европе собрано больше артефактов и информации о культурном наследии человечества, чем где-либо в мире. До сих пор, впрочем, хранение и экспозиция музейных собраний были для общества скорее бременем, чем потенциальным источником прибыли, а доступ к ним был привилегией тех, кто располагал временем и средствами для путешествий и изучения коллекций музеев.
     Сейчас, с развитием новых коммуникаций и информационных технологий, появляются очевидные возможности получать доход от музейных собраний. Интерес широкой публики к культуре и искусству продолжает расти, но во многих случаях возможности самых популярных музеев и выставочных залов практически исчерпаны: не хватает места для размещения экспонатов и создания удобных условий для их осмотра, и в результате снижается круг потенциальных посетителей.

     СИСТЕМЫ МУЛЬТИМЕДИЯ - КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

     Развитие телекоммуникаций и информационных технологий (далее ИТ) открывает немыслимые доныне возможности. Развитие технологии сжатия, записи и обработки изображений, наряду с громадным ростом доступных объемов памяти и совершенствованием средств передачи данных позволяет создавать базы электронных изображений. Развитие телекоммуникационных технологий, в особенности цифровых, WWW, использование спутников и оптоволоконной технологии открывают простой доступ к информации со всего мира. Можно будет "виртуально" посетить музей с помощью школьного или домашнего компьютера. Интернет с его сегодняшними характеристиками дает лишь первое представление о будущих потенциальных возможностях.

     КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: НЕОГРАНИЧЕННЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

     Благодаря открывшемуся доступу к собраниям европейских музеев и галерей через коммуникационные сети, потенциальная ценность этих собраний увеличилась на много порядков. Потенциальная прибыльность этой сферы уже осознана крупными компаниями, которые освоили цифровую запись изображения и работу в сети в режиме on-line, и в состоянии делать инвестиции. Рыночная ценность популярных и уникальных памятников культуры теперь определяется на основе их потенциальной прибыльности, размера платы за массовый публичный доступ и присутствия на рынке, например, на компакт-дисках для ПК. В результате, кроме обычной коммерческой и эстетической ценности, музейные коллекции Европы приобрели информационную ценность, измеряющуюся миллиардами ЭКЮ.
     В то же время, в настоящий момент сами музеи и галереи искусств не располагают необходимыми навыками и ресурсами для электронной публикации и выхода на рынок, и упомянутая информационная ценность не реализуется. Это произойдет, только если будут созданы новые возможности для более широкого, действительно глобального доступа публики, при сотрудничестве между общественным и частным сектором, между предприятиями и владельцами и хранителями памятников культуры.
     Ожидаемый доход сложится из платы за электронное пользование, стоимости копирования и дохода от коммерческой деятельности, которая может послужить сохранению и пополнению коллекций. Кроме того, полученная выгода будет не только финансовой. Современные коммуникации создают новые возможности для музеев и галерей, в частности
     - увеличение широкого доступа публики,
     - расширение состава аудитории, приток новых посетителей,
     - расширение экспозиций, снижение числа экспонатов, размещаемых в запасниках из-за нехватки места,
     - обогащение учебных программ школ и университетов.
     С помощью новейших систем телекоммуникации сотни миллионов людей во всем мире смогут "виртуально" посещать музеи, без очередей и угрозы сохранности экспонатов. Современные технологии создают новые удивительные возможности, например, воссоздание прошлого - в виртуальной реальности можно реконструировать разрушенные архитектурные памятники, присутствовать при исторических событиях и совершать виртуальные прогулки по историческим местам. Таким образом, открываются совершенно новые перспективы для европейского культурного наследия.

2. ВЫРАБОТКА ОБЩЕГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ

     КУЛЬТУРНЫЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

     Музеи и художественные галереи Европы должны прийти к общему взгляду на свое место и задачи в развивающемся информационном обществе. Если они будут определяться производителями ИТ или вновь появившимися электронными издательствами, интересы собственно музеев могут пострадать. Даже крупнейшие музеи Европы могут не выдержать финансового и технологического давления ИТ. Только в условиях сотрудничества с ИТ музеям удастся соблюсти свои интересы и при этом не допустить ущемления культурного аспекта этой деятельности.
     Директора музеев и галерей должны выработать единую политику по отношению к ряду ключевых проблем, например:
     - Порядок и приоритеты Необходимо решить, какие именно коллекции должны или могут быть открыты для электронного использования, и как скоро.
     - Совместимость. Какова требуемая степень совместимости на рынке электронных изображений? Нужно ли стремиться к общеевропейской или всемирной совместимости? Необходимо ли разделить профессиональные и публичные системы?
     - Меньшинства. Как соблюсти интересы меньшинств и наследия малочисленных групп, находящихся под угрозой? Хотя рынок и коммерческая поддержка цифрового представления образов и данных, пользующихся интересом широкой публики, могут быть достаточно велики, это может не коснуться экспонатов, имеющих высокую научную, а не коммерческую ценность. Можно ли окупить электронное изображение подобных экспонатов посредством включения их в "наборы", в которые они войдут наряду с предметами широкого интереса?
     - Образование. Как обеспечить льготный доступ для школ, университетов и библиотек? Доступ к культурному наследию является необходимой базой для систематического образования, и может вполне законно рассматриваться на иной основе, чем использование информации широкой публикой в порядке досуга. Между этими двумя видами пользования электронными сетями необходимо провести четкое различие.

     ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

     Не менее сложны и технические проблемы в сфере применения мультимедиа. Каждый индивидуальный пользователь должен предположительно иметь только один многоцелевой терминал для доступа к сетям, и пользоваться одной-двумя схемами оплаты. В этой сфере должна возникнуть конкуренция, рынок и возможность выбора для потребителя. Для массового пользования музейные файлы должны быть совместимы с различными многоцелевыми терминалами, электронными сетями и провайдерами. В связи с этим возникает важный вопрос о стандартизации и совместимости в этой области.
     Действующее законодательство в области авторских прав и прав на интеллектуальную собственность имеет своей целью защитить собственника авторских прав от незаконного копирования и перепродажи, снижающих доход от исходного издания. Но с цифровой мультимедиа-записи легко сделать идеальную копию. Соответственно, необходимо разработать технологии нестираемой идентификации собственника авторского права, которые позволят преследовать нарушителей по закону.

3. ДОСТИЖЕНИЕ КОНСЕНСУСА

     Взаимодействие культуры и мультимедиа стало предметом Резолюции Совета от 4 апреля 1995 г., в которой, в том числе, Европейской Комиссии предлагается исследовать возможность открыть организациям в области культуры доступ к решениям и программам ЕС, в особенности тем, которые касаются развития информационного общества.
     Что касается технической стороны дела, в рамках нескольких проектов R&D при поддержке ЕС уже ведется разработка технических аспектов электронного использования культурного наследия. В рамках IV Европейской программы исследований и технологического развития, и особенно программ ACTS и ESPRIT (исследования и технологическое развитие в области новейших коммуникационных технологий и информационных служб), делается особый упор на развитие систем мультимедиа.
     С целью охвата не только технологического, но и культурного аспекта проблемы, с инициативой в этой области выступила комиссия ЕС при участии XIII и X Генеральных Директоратов (соответственно по телекоммуникациям, информационному рынку и внедрению научных исследований, и по информации, коммуникациям, культуре и аудиовизуальным медиа). Комиссия выработала два документа, которые будут служить формированию общего взгляда и общих стандартов в связи с электронным доступом к собраниям музеев и галерей Европы: Меморандум о взаимопонимании и Хартию музеев и галерей.

4. МЕМОРАНДУМ О ВЗАИМОПОНИМАНИИ

     Меморандум о взаимопонимании - это в первую очередь проект сотрудничества, подписанный целым рядом участников, а именно большим числом музеев и галерей, ИТ, операторами телекоммуникаций, электронными издательствами, провайдерами электронных сетей и государственными организациями, работающими в этой области.
     Это добровольное соглашение между организациями, готовыми активно выступать за достижении консенсуса по проблемам, представляющим взаимный интерес.
     Меморандум не налагает законных обязательств по исполнению заключенных на его основе соглашений, но лишь публичное обязательство следовать определенным принципам и стремиться к определенным общим целям и консенсусу в определенных областях, а именно:
     Обязательства подписавших Меморандум государственных организаций
     - создавать условия для сотрудничества музеев и галерей с частным сектором,
     - внести необходимые уточнения в законодательство в области права на интеллектуальную собственность и авторского права,
     - участвовать в расходах на электронное представление, в том числе в случаях, когда это не продиктовано прямым общественным или коммерческим интересом, например, если это делается в первую очередь для научного или учебного пользования,
     - обеспечивать и способствовать сотрудничеству и распространению информации в школах, университетах и общественных,
     - обеспечивать и поддерживать рыночные механизмы сбора причитающейся музеям и галереям платы за доступ к сетям и копирование/использование информации и ее дальнейшее распределение между владельцами предметов искусства и изображений, авторами и владельцами авторских прав.
     Обязательства изготовителей ИТ, операторов телекоммуникационных сетей и служб и электронных издательств:
     - сотрудничать в создании протоколов высокой степени совместимости, поиска и отслеживания данных, процедур доступа и т.д.,
     - разрабатывать рыночные механизмы и технологии защиты прав на интеллектуальную собственность, для регулирования доступа, сбора абонентской платы и ее перераспределения среди владельцев произведений и авторских прав,
     - участие в финансировании изготовления электронных изображений музейных коллекций в качестве стимула для создания широкого рынка подобных товаров и услуг,
     - способствование тому, чтобы электронный доступ к культурному наследию Европы стал частью учебных планов школ и университетов,
     Обязательства музеев и галерей:
     - добиваться того, чтобы к 2000 году через электронные сети стал возможен доступ в той или иной форме к значительной части их собраний,
     - установить единые последовательность и порядок создания электронных изображений и сетевого доступа к ним,
     - прийти к соглашению о единых правилах и протоколах описания содержания, а также сетевого доступа и соответствующих расценок для индивидуальных пользователей и для школ и университетов на территории Европейского союза и за его пределами,
     - прийти к соглашению о разных уровнях доступа, разрешениях, и о предпочтениях в этой сфере,
     - пропагандировать электронный доступ к мультимедийным изображениям музейных коллекций как дополнение к непосредственным посещениям музеев и путь распространения в мире знаний и представлений о нашем культурном наследии.
     Таким образом, Меморандум представляет собой совокупность обязательств по обеспечению и наращиванию деятельности в этой сфере, без соблюдения которых никакой организации или группе организаций не удастся добиться результата.

5. ХАРТИЯ

     В целях дальнейшей солидарности музеев и галерей Европы при достижении своих целей в этой области, к подписанию музеями и галереями, разделенными на подгруппы для дальнейшего сотрудничества (музеи изобразительных искусств, музеи современного искусства, археологические музеи, этнографические музеи, музеи естественной истории, музеи науки и истории науки, музеи старинных кораблей и военно-морские музеи и т.п.) подготовлена Хартия.
     Хартия, текст которой содержится в Приложении , предоставляет музеям и галереям возможность принимать участие в системах сотрудничества на все-европейском уровне и иметь представительство в руководящем комитете Меморандума.

 
© 1997-2000, АДИТ, Все права защищены.